Уральские грузооператоры не заинтересованы в СРО
В 2012 году в Свердловской области будет создана СРО операторов железнодорожного транспорта. Ее конечной целью должно стать решение проблемы грузоперевозок на територи Среднего Урала.
Владельцы подвижного состава считают, что у СРО не будет достаточных правовых полномочий, чтобы повлиять на решение целого комплекса проблем, связанных со сложностями взаимодействия операторов с грузоотправителями. Среднеуральские грузоотправители готовы поддержать идею создания СРО, на определенных условиях, в том числе, предлагая создать дотационную компанию, которая будет работать с нерентабельными грузами.
В 2012 году на территории Свердловской области будет создана СРО операторов грузового железнодорожного транспорта. Об этом на днях заявил министр транспорта Свердловской области Геннадий Маренков. Впрочем, эта идея была озвучена еще ранее – в июне 2011 с таким предложением выступил директор екатеринбургского филиала ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК) Михаил Шарин. Тогда он отметил, что организация объединит добросовестных операторов.
«Рынку, который испытывает целый комплекс проблем, нужны механизмы, которые позволят сбалансировать интересы всех его участников – грузоотправителей, операторов и грузополучателей, и отрегулировать механизмы их взаимодействия. Владельцев подвижного состава нужно объединить, скоординировать их действия, придать им соответствующий статус, что позволит исключить появление «заезжих» операторов», – заявлял г-н Шарин.
Во «Второй грузовой компании» не скрывают, что компания активно лоббирует идею не только в регионе, но и на федеральном уровне. Заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Вторая грузовая компания» Дмитрий Еремеев считает, что СРО поможет создать четкий регламент работы операторов, так как на сегодняшний день деятельность владельцев грузового транспорта, в связи с пробелами в нормативной базе, практически ничем не регулируется.
«Кроме того, между операторами отсутствует координация по вопросам эксплуатации и оптимального использования парка грузовых вагонов. Это создает дополнительные риски, снижая эффективность и привлекательность операторского бизнеса. Цель СРО – оптимизация отношений между операторами, грузовладельцами, государством и обществом с помощью введения стандартов предпринимательской деятельности и поднятия деловой этики», – заявил он.
Стоит отметить, что на внутреннем рынке железнодорожных грузоперевозок России сегодня работает 1,8 тыс операторов. При этом более половины из них (более 800 операторов) осуществляют производственную деятельность на территории уральского региона. Региональный министр транспорта, заявивший о необходимости создания региональной СРО, не уточнил, как именно организация может помочь урегулировать работу владельцев подвижного состава. Кроме того, не ясно, какими полномочиями будет обладать объединение, и как оно сможет влиять на РЖД.
«Чем поможет СРО, если российская магистраль переполнена, процент порожнего пробега вагонов сегодня составляет почти 40%, а операторы, из-за несогласованности действий железнодорожников, доставляют груз, например, в новороссийский порт с фантастическим нарушением нормативного срока доставки. Такое ощущение, что с помощью СРО и РЖД и ВГК хотят снять с себя ответственность за все проблемы, которые сегодня существуют, в том числе, проблемы диспетчеризации», – удивляется представитель одной из крупных федеральных операторских компаний.
Источник в «Первой грузовой компании» сообщил, что компания не видит смысла своего участия в создаваемой региональной саморегулируемой организации. Получается, что «главным действующим лицом» свердловской СРО станет дочка РЖД – «Вторая грузовая компания». Опрошенные участники рынка считают, что таким образом ВГК пытается создать дополнительный инструмент воздействия на операторский рынок.
У грузоотправителей есть своя позиция, относительно перспектив создания СРО операторов железнодорожного транспорта. Опрошенные промышленники считают, что создание рейтинга «добросовестных операторов» силами СРО не решит ключевые проблемы – дефицит подвижного состава и нежелание операторов работать с небольшими объемами грузов, что уже привело к сокращениям объема отгрузки и производства.
По статистике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) в июне 2011 года погрузка на Свердловской железной дороге составила 10,2 млн тонн, что на 3,1% меньше аналогичного периода прошлого года. Наблюдается падение производства в лесной отрасли – в мае снижение составило до 8%. Аналогичная ситуация наблюдается у металлургов. По словам исполнительного вице-президента СОСПП Марины Вшивцевой, основной причиной снижения производства стала нехватка подвижного состава.
«Промышленные предприятия начинают работать «на склад», идет затоваривание, а это в целом негативно отражается на экономике области», – заявила г-жа Вшивцева.
По данным члена НП «Уральский союз лесопромышленников» Рината Рахимова, объем недополученной выручки только среднеуральских лесопромышленников за 5 месяцев текущего года превысил 240 млн рублей. При этом, г-н Рахимов, сообщил что и он и союз лесопромышленников готовы поддержать идею создания СРО. Он сообщил, что на рынке заявлено около двух тысяч операторских компаний, а работать, фактически, не с кем.
«При наличии такого количества компаний, операторов в среднеуральском регионе нет вообще. Нужен инструмент, с помощью которого на рынке должно остаться столько операторов, сколько нужно для того, чтобы, во-первых, возить грузы, во-вторых, предоставлять вагоны и при этом, в-третьих, нести ответственность перед грузоотправителями. Но урегулировать данный вопрос, с учетом действующей законодательной базы сегодня просто невозможно», – заявил г-н Рахимов и добавил, что реформа РЖД длится почти 10 лет, а нормативно-правовые акты, регламентирующие действия участников рынка, остались прежними и они безнадежно устарели. Отчасти задача СРО – лоббировать внесение изменений в законодательство, главное, предлагать такие правовые акты, которые будут предусматривать ответственность всех участников процесса грузоперевозок.
Коммерческий директор свердловского ЗАО «Аргус СФК» Василий Сливка отметил, что промышленники ждут от СРО конкретных действий и конкретной помощи.
«Мы ведем речь о том, чтобы у СРО появились рычаги воздействия на операторов, которые отдают предпочтение крупным грузоотправителям и игнорируют заявки более мелких компаний. ВГК и ПГК, например, не интересны отправители, которые могут загрузить меньше 200 вагонов», – отметил г-н Сливка.
Помимо этого он добавил, что уральские лесопромышленники, которые не могут соперничать с металлургами по объему отправки грузов, надеются, что при вмешательстве СРО с ними начнет работать региональная операторская компания, которая должна получать компенсацию из областного или даже федерального бюджета. «Если такой вариант взаимодействия бизнеса и власти, при активной поддержке СРО, не будет найден, то через пару лет лесная отрасль …В Россию будут возить лес из Китая». – резюмировал г-н Сливка.