Уральские инноваторы стремятся в Европу
Свердловский инфраструктурный хаб устроил форум для изобретателей: разработчики стелек с подогревом, «черных ящиков» для автомобилей, пробиотического хлеба и др. искали инвесторов в Екатеринбурге.
На I Уральский инновационный форум попали разработчики проектов, которые поддерживает региональный Инфраструктурный хаб. Изобретателей с улицы «с непроработанными идеями и без подготовленных презентаций» на мероприятие не брали. «Нам интересны только те проекты, из которых можно сделать бизнес, — заявил Максим Годовых, руководитель хаба. — Нужно обратить на них внимание промышленников и дать разработчикам возможность привлечь дополнительные инвестиции, расширить рынки сбыта».
Инноваторов разделили по интересам: часть презентовала свои разработки представителям промышленных предприятий региона — УралНИТИ, УОМЗа, Уральского приборостроительного завода и др. По словам г-на Годовых, на контакт с изобретателями промышленники идут неохотно — боятся работать с непроверенными новинками: «Многие в принципе опасаются отечественных проектов, предпочитают везти оборудование или разработки из-за рубежа. Кроме того, внедрять новшества затратно. Максимум, на что идут промышленники, — они готовы брать инновации на тестирование». Однако, по его словам, удалось договориться с Союзом оборонных предприятий и Уральской торгово-промышленной палатой, которые самостоятельно будут делать для новаторов лабораторные заключения. «В этом случае промышленники согласны внедрять разработки. Им нужен какой-то гарант качества», — объяснил Максим Годовых.
На площадке «Реактор коммерциализации» девять команд ученых из стран СНГ (Армении, Латвии, Казахстана) сводили с уральскими предпринимателями, готовыми делать бизнес в инновационной сфере. «У них есть управленческий опыт, знание рынка, — прокомментировал Николай Адамович, организатор «Реактора коммерциализации». — Уже сформировано шесть предкомпаний — они сделают презентации для бизнес-ангелов. Самые удачные получат по $20-25 тыс., чтобы за три месяца создать компанию. В дальнейшем начнется поиск более серьезных инвестиций». По словам Алексея Попова, гендиректора компании «Атерма Экспорт», он готов работать с армянскими разработчиками портативного лазерного резака — альтернативы бензопилы: «Я просто хочу заработать деньги. А эта идея кажется мне перспективной». Как добавил г-н Адамович, в инновационный процесс вовлекаются нетехнологические бизнесмены, а это повышает общую предпринимательскую активность. «Например, проект казахских ученых — пробиотический хлеб — взялся развивать бизнесмен, который занимается оборудованием и никогда не имел ничего общего с хлебной промышленностью. В венчурном бизнесе специализация не важна», — объяснил он.
Готовые новинки выложили на выставке инноваций. Большинство ее участников уже наладили выпуск продукции и искали либо денег для расширения производства, либо сбыт. Как рассказал Алексей Дмитриев, разработчик стелек с подогревом, три завода в КНР производят электрическое наполнение, оболочку и зарядные устройства. Первую партию стелек продадут через магазины для охотников и рыболовов, протестируют, получат отклики. «После этого будем патентовать стельки в Европе и Канаде, чтобы вый¬ти на эти рынки. На развитие нужно 35 млн руб.», — поделился планами г-н Дмитриев. Похожая схема у компании «Интеллект Энерго», которая делает светодиодные системы: производство находится в Китае, в Екатеринбурге — склад. «Сейчас мы налаживаем систему сбыта», — уточнил Валерий Ворошилов, замдиректора компании. «Мы тоже ищем рынок сбыта — для 3D-дисплеев. Есть потенциальный заказчик — металлургическое предприятие, которому дисплеи нужны для музея — делать инсталляции. Инвестор тоже есть», — рассказал коммерческий директор компании Olaholo Дмитрий Гарбузов.
За начальными инвестициями на форум пришли представители компании InCar, которые разрабатывают «черные ящики» для автомобилей. «Это устройство, которое крепится в машине и по датчикам определяет траекторию движения, отклонения в пространстве, фиксирует, в какой момент была нажата педаль газа. Эту информацию можно залить в программу, которая смоделирует в трехмерном виде, как авто двигалось до момента ДТП», — объяснил изобретатель Олег Лазарев. По его словам, для разработки проекта, тестирования, организации производства и оформления документации понадобится 10 млн руб. В дальнейшем InCar планирует работать со страховыми компаниями, и тогда, по идее г-на Лазарева, цена страховки для автовладельцев может снизиться.