Уральские корпорации заинтересованы в дистанционном обучении
Участники рынка бизнес-образования отмечают растущий интерес представителей крупных компаний к дистанционным формам обучения персонала. Является ли причиной данного явления только лишь цена?
По данным опроса руководителей отделов персонала компаний с оборотом более трех миллиардов рублей в год, который в августе 2013 года провел екатеринбургский сайт HR-mnenie.com, более 60% респондентов (участвовало порядка 100 компаний) отмечают интерес к дистанционному обучению. Эксперты уверены, что если раньше этот интерес ограничивался преимущественно необходимостью сэкономить на командировочных расходах, то теперь речь идет и об изменения самих методик обучения. Заказчики их энтузиазма не разделяют.
«Стимулом к развитию дистанционных форм обучения стал спад в экономике в 2009 году, который повлек за собой необходимость сокращения расходов, - комментирует преподаватель финансового менеджмента, владелец компании Менеджмент Апгрейд Алексей Зайцев. – Однако когда относительный спад в 2011 году завершился, интерес к дистанционке не пропал. Раньше задача была не тратить деньги, и из одной точки учить, например, руководителей разбросанных по стране филиалов. Теперь встал вопрос, как оцифровать учебные курсы и «отвязать» полезный контент от графика работы преподавателя, повысив тем самым независимость всей корпоративной системы обучения».
По мнению участников рынка, заказчики наигрались в «дистанционость ради дистанционности» и сейчас уже куда более трезво подходят к оценке возможностей удаленного обучения.
«В некоторых компаниях, конечно, еще считают, что связать тьютора из Москвы с учащимся из Екатеринбурга, например, по скайпу – это дистанционное образование. Однако большинство уже понимают, что для полноценного образования требуется принципиально другой подход к разработке самого курса, иная методика донесения информации и проверки результата, - подчеркивает директор компании «Центр инновационной подготовки» Кирилл Ефремов. - Такое обучения явно не подходит для топ-менеджеров, зато снискало популярность при организации тиражируемой и регулярной подготовки мидл-менеджмента».
Компании участники опроса, соглашаются, что аудитория, к которой чаще применяются дистанционные форматы – это менеджеры среднего звена. Однако руководители отделов персонала настаивают, что не стоит переоценивать роль методической составляющей. Основная причина выбора дистанта все еще в экономии.
«При выборе решающую роль играют две вещи: экономия на командировках и экономия на работе дорогого тренера, - подчеркивает Анна Тихомирова, директор по персоналу холдинга ТДС. – Все «игры» с организацией процесса и методикой обучения второстепенны. Мы недавно, например, реорганизовали свою работу с одним отличным преподавателем по маркетингу. Компания была очень довольна работой преподавателя, но экономия есть экономия. Теперь его оцифрованный курс дистанционно изучают полсотни наших сотрудников, а он раз в год проводит итоговый семинар. Раньше этот же курс проходил модулями с обучением каждый квартал. Эффективно ли это? Честно, не знаю, но попробовать стоит точно».
Текст: Андрей Попов