Уральские молочники расширяют линейку сыров
Три молочных завода Свердловской области намерены производить сыры, поставки которых сократились из-за эмбарго на европейские продукты. Эксперты считают начинания молочников затратными и рискованными.
По данным регионального Минагропрома, молокозаводы Свердловской области производят всего около 40 т сыров в месяц — это 5% потребности свердловчан. Запрет на поставки сыров из стран ЕС, Норвегии, Австралии и США открывает перед местными переработчиками большие перспективы, считают в ведомстве. В подтверждение этого тезиса Андрей Козицын, гендиректор УГМК, на днях заявил о планах «наладить полноценное производство сыров на Верхнепышминском молочном заводе» — компания «УГМК-Агро» арендует его у государства. В ближайшее время структура УГМК намерена предприятие выкупить и модернизировать.
«Конечно, пармезан мы выпускать не будем, — уточнил г‑н Козицын, — но работать в направлении сыров начнем».
Пока речь идет о мягких сырах (в частности о моцарелле). По данным пресс-службы холдинга, руководители аграрного направления уже ведут переговоры с итальянскими поставщиками линий по производству сыра.
Производить моцареллу собирается и Новоуральский молочный завод, в ассортименте которого уже есть адыгейский сыр. В начале 2015 г. в отремонтированных цехах предприятия установят оборудование, чтобы к весне выпустить пробные партии моцареллы.
«По плану, завод будет изготавливать до 15 т сыра в сутки, — говорит начальник производства Елена Ткачук. — Технологию мы пока представляем только теоретически, но будем учиться. Если Россия отказалась закупать сыр в Европе, почему бы не делать собственный, не хуже итальянского?».
На ГУП СО «Ирбитский молочный завод», наладившем выпуск полутвердых сыров «Российский» и «Муромский» еще в 2001 г., тоже решили увеличить производство как минимум вдвое (сейчас выпускают около 20 т в месяц).
«Не исключено, что и другие заводы рассматривают такую возможность, но свои намерения пока не озвучивали, — сообщил DK.RU Андрей Князев, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Минагропрома. — Полагаем, что при господдержке многие производители решились бы на такой шаг».
Олег Хабибуллин, владелец компании «Агромир», планирует увеличить поголовье молочного стада с 2 до 10 тыс. и создать крупнейшее в регионе молочное хозяйство. Вместе с тем, изготавливать сыры он не решился: такое производство станет выгодным лишь в долгосрочной перспективе, если Россия продлит антиевропейские санкции и предложит сыроварам преференции.
«Аграрное подразделение УГМК может позволить себе проекты с длительной окупаемостью, но большая часть молочных заводов десять раз подумает, прежде чем рисковать», — говорит он.
У местных производителей сыра затраты выше, чем у их западных конкурентов. По словам Игоря Пехотина, председателя регионального Союза предприятий молочной промышленности, цены на молоко в Свердловской области на треть выше, чем в Белоруссии и Восточной Европе, а заработки персонала — сопоставимы. При этом для производства сыров необходимы дополнительные объемы молока, а его области не хватает — около 50% молочных продуктов ввозится из других регионов.
«Мы в свое время доказывали, что местное молоко вообще несыропригодно из-за низкого содержания белка и производством сыра на Урале лучше не заниматься, — поясняет Ольга Сапунова, главный технолог Ирбитского молочного завода. — Сейчас мало что изменилось — доля молока высшего качества не превышает 30%, ее необходимо увеличивать».
Если при таком дефиците переработчики начнут «загонять молоко в сыр», цена на сырье (и себестоимость продукта) вырастет, считает г‑н Пехотин.
«Санкции против стран ЕС рассчитаны всего на один год, — рассуждает он. — Если потом границу откроют и к нам снова хлынет поток импортных сыров, местные сырные проекты сразу закончатся. Сейчас уральским производителям нужно оценить, сможет ли их продукция конкурировать по цене с товарами из Прибалтики и Восточной Европы».
Эксперты уверяют, что на Урале дешевый сыр не сварить.
«Из-за высокой стоимости молока местный сыр просто не сможет быть конкурентоспособным, если не бодяжить сырье соей, сухим молоком или пальмовым экстрактом, — говорит Сергей Лацков, экс-замминистра сельского хозяйства региона. — Но я не сторонник таких решений — мы уже подорвали доверие покупателей многочисленными псевдо-«докторскими» колбасами, винными напитками и другими эрзац-продуктами».
Игорь Пехотин, однако, надеется, что с сырами все получится, оговорившись, что вкус уральских сыров все-таки отличается от привычного.