Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Брось его в море!» Уральские предприниматели завоевывают рынок волновой энергетики

Ocean RusEnergy запустила производство генераторов, извлекающих энергию из волн, вдали от морей и океанов. Компания открывает офис за офисом за границей и готовится захватить мировой рынок.

Первоуральский бизнесмен Алексей Елисеев несколько лет назад возглавлял два основанных им предприятия — Первоуральский механический завод и Уральский технопарк машиностроения. Но три года назад бросил все: решился запустить промышленный стартап — производство генераторов, извлекающих энергию из морских и океанских волн. Причем выпускают генераторы на Урале, пока малыми партиями, — а вот продавать их начали сразу по всему миру, и в первую очередь в страны, где жители приморских территорий вынуждены использовать альтернативные источники энергии из-за высокой цены традиционных.

Г-на Елисеева идея возобновляемых источников энергии увлекла настолько, что он сам стал работать и как изобретатель, и как инвестор. Первое и второе поколения волновых генераторов он, инженер по образованию, делал своими руками: сам разрабатывал конструкцию, сам иногда вставал к станку, когда опытные фрезеровщики опасались браться за особо сложные детали. Одновременно шла патентная работа. Сейчас степень его личного участия в создании генераторов уже не так сильна: к проекту подключились конструкторы, ученые и другие специалисты.

В зависимости от целей потребителя, компания первоуральских бизнесменов предлагает генераторы разной мощности: от 160 Вт для частного использования до модулей волновых станций мощностью в 5 мВт (такая способна снабжать электричеством целый прибрежный поселок, или завод, или несколько отелей). Вне зависимости от мощности, принцип работы один: аппарат поплавкового типа вырабатывает электричество, преобразуя кинетическую и потенциальную энергию морских и океанских волн. Проще говоря, генератор бросают в море. Работать он начинает при высоте волны в 30 см. Аппараты малой мощности (160-ваттный генератор весит 40 кг), например, можно подключить прямо к аккумулятору катера или яхты.

Алексей Елисеев говорит, что механический завод и технопарк он закрыл, чтобы не отвлекали от главного:

«Совмещать разработку нового продукта и прежнюю деятельность никак не получалось, — рассказывает г-н Елисеев. — Разработка казалась бесконечной: то, что сегодня мы делаем за неделю, раньше занимало до месяца. Как только я освободился от прежних активов, дело сразу пошло». Вместо прежних предприятий он с партнером открыл компанию Ocean RusEnergy. В 2013 г. создатели вложили в ее развитие порядка 7 млн руб. Оптовая цена Ocean 160 (число в названии указывает на мощность генератора в ваттах), без таможенных и других расходов — порядка $900, Ocean 640 — $2,8 тыс., Ocean 3 kW — $8,7 тыс.

«Что вы курили?»

Одной из первых трудностей, с которыми встретились основатели Ocean RusEnergy, стало общественное мнение, вспоминает Алексей Елисеев. Знакомые и незнакомые, которые узнавали о планах производить генераторы волновой энергии на Урале, в 1,5 тыс. км от ближайшего моря, просто крутили пальцем у виска. Все изменилось после презентации компании в Китае, на форуме, посвященном возобновляемым источникам энергии.

«В Шанхай весной 2013 г. мы взяли с собой два длинных лыжных чехла, в них удобно возить оборудование, — рассказывает г-н Елисеев. — Многие, кто был с нами в самолете, направлялись на тот же форум. Пока мы сдавали багаж, над нами все откровенно смеялись: «Какие лыжи, вы самолетом ошиблись?»… Мероприятие было огромным, оно проходило в павильоне, где в 2010 г. была Всемирная выставка. Мы были там первыми русскими за всю историю форума и на презентации собрали больше всего слушателей. Назад летели с теми же соседями по самолету. И ощущали себя маленькими национальными героями: многие подходили, жали руки. После этого на нас по-другому посмотрели в Москве, потом обратило внимание областное правительство: меня пригласили на беседу в министерство энергетики, спрашивали: «Как это вы мимо нас прошли?». Думаю, при должной настойчивости, общественное мнение всегда поне¬многу меняется».

Там же, на выставке, представители Ocean RusEnergy познакомились с гражданином Китая, с которым впоследствии заключили первый дилерский контракт. Так появился первый зарубежный представитель компании. Впрочем, сам китайский филиал работать в полную силу еще не начал: в КНР практически 100% энергокомпаний принадлежит государству. Сейчас партнеры уральских конструкторов проходят долгий путь по кабинетам чиновников, чтобы добиться карт-бланша на распространение волновых генераторов российской компании. Рассчитывают, что на это понадобится порядка двух лет.

Амбициозный план китайского филиала — в том, чтобы продавить использование волновых генераторов при строительстве «Города будущего». Этот масштабный проект предполагает возведение нового мегаполиса на острове к юго-востоку от Гонконга. Все материалы, из которых будет построен город, должны быть экологичными, а источники энергии — возобновляемыми. Реализация проекта стопорится, в частности, из-за отсутствия таких источников. Расходы на вхождение в проект обещают быть немалыми, однако китайские партнеры Ocean RusEnergy берут эти затраты на себя, кроме того, к проекту подключился китайский коммерческий банк, готовый дать часть средств.

— Рынок! А в ответ тишина

Рынка волновых генераторов как такового сейчас фактически нет. По подсчетам Алексея Елисеева, в мире есть порядка 150 компаний, которые заявляют, что производят подобную продукцию, но далеко не все имеют даже прототип. Кроме того, ориентируются они в основном на крупных, промышленных потребителей.

Уральцы считают себя первопроходцами: в их задачи ближайшего времени входит создание модельного ряда, который устроит и простых жителей прибрежной полосы, и крупные промышленные корпорации. «Мы делаем продукт, который сможет приобрести любой человек, живущий на побережье, — говорит г-н Елисеев. — Если кто-то захочет делать бизнес, производить и продавать энергию в более крупных масштабах — есть и такие модели. Если переложить на компьютерную лексику, то все наши конкуренты предлагают Apple, который составляет десятую долю рынка, а мы предлагаем массовый Microsoft. Хотим все сделать с хорошим качеством, и при этом доступно. Любых размеров, любой мощности. Хотите себе плавающий стол с фонариками? Пожалуйста».

Возникновения полноценного рынка возобновляемой энергии в Ocean RusEnergy ожидают к 2020 г. — таковы прогнозы британских экспертов. В Великобритании разработка альтернативных источников энергии — приоритетное направление, его поддерживают многие госструктуры, однако продукция британских разработчиков не рассчитана на частного потребителя. Много внимания уделяют этому вопросу и в Европе: в отдельных территориях доля возобновляемой энергетики доходит до 60%, как в некоторых областях Дании. Рвутся вперед и Китай, и США. Своими конкурентами Ocean RusEnergy считают одну израильскую, две шотландские и одну североамериканскую компании. «Пока лидерами можно считать шотландцев, но их позиции обусловлены мощной господдержкой, участвовать в рыночной борьбе они пока не способны», — комментирует Алексей Елисеев. По прогнозам уральцев, в течение пяти лет список компаний расширится, но не превысит двенадцати производителей.

Глокализация в действии

Ocean RusEnergy не планирует открывать собственный завод. Это принципиальное решение принято, чтобы обеспечить компании гибкость, которая важна для конкуренции на международном рынке. Весь производственный цикл, от добычи металла до сборки генераторов, — всего не менее десяти этапов, — выводится на аутсорсинг.

Соответственно, и структура компании задумана как горизонтально ориентированная. Центр ее, расположенный на Урале, несет только основные функции — аккумулирует финансы, занимается инжинирингом и научными разработками, создает логистическую и маркетинговую модели. Все остальное, от производства до доставки, отдается в виде заказов сторонним предприятиям. Одновременно по всему миру сплетается обширная сеть филиалов, каждый из которых создается на основе местного дилерского офиса. Таким образом, промышленный стартап г-на Елисеева можно рассматривать как проверку, жизнеспособна ли идея глокализации производств.

«Мы живем в глобальном мире и прекрасно понимаем, что если мы сейчас построим какого-нибудь монстра, который будет с нуля изготавливать генераторы, сам разрабатывать их и продавать, — мы заложим под компанию большую мину, — поясняет создатель Ocean RusEnergy. — Компания будет неповоротлива и не сможет своевременно отвечать на вызовы рынка. Огромная бюрократическая машина — это болезнь, которой страдают многие промышленные гиганты».

Сейчас у компании три филиала: в Китае, Турции и Южноафриканской республике. Так, партнером Ocean RusEnergy стал бизнесмен Хестон Ботха из Ист-Лондона в ЮАР. Торгуя в больших объемах нефтью и сжиженным газом, он заметил, что потребители все чаще обращаются к теме возобновляемых источников энергии. Изучив спрос, южноафриканец стал искать поставщика волновых генераторов. Сначала он обратился в израильскую фирму — та не смогла предоставить ему промышленный образец. Из Тель-Авива бизнесмена направили на завод в Киеве, где реального продукта тоже не оказалось. История повторилась и с другой израильской фирмой.

Когда г-н Ботха нашел в Екатеринбурге Ocean RusEnergy, он сразу заявил: «Хочу с вами работать!». И после переговоров отправился в ЮАР с пробной партией товара. К настоящему времени африканский партнер уральцев подготовил к заключению восемь предварительных контрактов на сумму в $500 млн. Все они — в рамках крупного госзаказа в ЮАР. Судьба стартового контракта решится уже в марте 2014 г., когда вскроют конверты первого тендера.

Кроме поиска партнеров, уральский офис компании сейчас занят организацией производства. Хотя своей базы Ocean RusEnergy создавать не планирует, компания нуждается в стройной системе промышленных предприятий, готовых принять заказ. Здесь предприниматели рассчитывают на господдержку: по мнению Алексея Елисеева, производство волновых генераторов может полностью перевернуть гражданское машиностроение на Урале, ведь выполнять заказы на изготовление устройств способен практически любой машиностроительный завод. К примеру, к этому можно привлечь убыточные на сегодня промплощадки — это позволит загрузить их работой минимум на пятнадцать лет. Ocean RusEnergy сделала соответствующее предложение свердловскому министерству промышленности.

«Мы передали наше предложение в Минпром, — говорит г-н Елисеев. — Нам удалось объяснить, что для Свердловской области волновая энергетика интересна только с точки зрения производства. Сегодня у нас гражданское машиностроение в глубоком минусе. Волновой генератор может вывести регион на сильные позиции в робототехнике, станкостроении, ветровой энергетике. Нам нужно, чтобы заводы развернулись к нам лицом».

В отсутствии системной поддержки волновые генераторы производят своими силами. По расчетам, на окупаемость проект выйдет к 2016 г. В 2014 г. должно открыться не менее двух иностранных филиалов, один из которых — в Греции. Уральцы встречались с одним из греческих губернаторов, и он предложил им поддержку. Сейчас компания рассматривает вариант создания в Греции отверточного производства, на базе заброшенного завода, который когда-то делал скутеры и разорился при вступлении страны в Евросоюз.

Уральцы уверены, что смогут захватить лидирующие позиции на мировом рынке. В Ocean RusEnergy создали уже третье поколение волновых генераторов и готовы обновлять модификации два-три раза в год. «Мы зашли на рынок вовремя, предложили собственную конструкцию и совершенствуем ее, — говорит Алексей Елисеев. — К тому же, наша изначальная разработка сразу превосходила модели конкурентов».

Сейчас Ocean RusEnergy ищет еще одного инвестора. Г-н Елисеев полагает, что это ускорит экспансию. «Развитие волновой энергетики со временем позволит добывать полезные ископаемые из-под толщи океана, освоить промышленную добычу водорода, необходимого для космической промышленности, — считает он. — Возникновение рынка волновой энергетики совершит революцию, подобную появлению паровой машины в XVIII в.».

Первоуральский предприниматель надеется прочно оседлать эту волну.

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.