Уральские предприниматели выкупают госимущество
Рабоче совещание в полпредстве президента РФ в УрФО, посвященое реализаци инвестиционых проектов на Среднем Урале, вышло далеко за границы заявленого по регламенту срока.
Причиной стала очередная дискуссия вокруг закона № 159-ФЗ, который предусматривает право предпринимателей на преимущественный выкуп госимущества, находящегося у них в аренде. Давно известная областным властям и общественности проблема заключается в том, что на деле реализовать данное право инвесторам зачастую удается только через суд, причем попутно проходя и через все кассационные инстанции. Представители екатеринбургских и областных властей утверждают, что в суд попадают единичные случаи и только ради создания юридического прецедента, который снимет с них возможные подозрения в коррупции. Заместитель полпреда президента Евгений Куйвашев в ответ заявляет, что в полпредстве будут тщательно изучаться все случаи, когда права предпринимателей сталкиваются с административными барьерами. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Ключевой темой совещания, в котором, помимо сотрудников полпредства, приняли участие представители областной прокуратуры, областных и городских властей, регионального бизнеса и Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей, стали препоны, мешающие развитию инвестиционных проектов. Во вступительном слове Евгений Куйвашев отметил, что темпы роста инвестиционной привлекательности области отстают и от заявленных ранее показателей, и от динамики других регионов со схожими экономическими показателями из-за административных ограничений. «До сих пор свыше 30 процентов предпринимателей в области решают проблемы с чиновниками с помощью взяток, – отметил заместитель полпреда. – Большинство инвесторов испытывают значительные сложности по таким направлениям, как пожарная безопасность, согласование инвестиционных проектов, выделение земельных участков и таможенное оформление».
По словам Евгения Куйвашева, областная комиссия по модернизации и технологическому развитию, созданная в 2010 году, провела за все время своего существования лишь четыре заседания. Он также отметил, что в области работает 10 межведомственных советов, но проведенный анализ свидетельствует, что большая часть данных органов существует лишь на бумаге. «Мы вообще считаем инвестиционную деятельность приоритетной? Или нас интересует только бюджетное финансирование?» – спросил заместитель полпреда у участников совещания, представляющих властные структуры.
На проблему реализации закона № 159-ФЗ обратил внимание главный финансовый инспектор Свердловской области Виктор Миненко. «В муниципалитетах до сих пор царят непонимание потребностей предпринимателей, семейственность, – отметил представитель полпредства. – Я вижу эти проблемы во время поездок по городам. Значительные трудности связаны с реализацией права на преимущественный выкуп госимущества, а ведь после проведения кадастровой оценки земельных участков их аренда может вырасти в десятки раз».
Один из примеров, когда муниципалитет неправомерно отказал предпринимателю в праве на преимущественный выкуп госимущества, привел первый заместитель прокурора области Владимир Маленьких. По его словам, прокуратура провела проверку по обращению одного из предпринимателей Каменска-Уральского, которому отказали в приобретении объекта потому, что он входит в перечень объектов для господдержки МСБ. «По факту оказалось, что действия муниципалитета были направлены на ограничение отчуждения госимущества», - рассказал представитель ведомства.
Сегодня арбитражные суды подтверждают неправомерность отказа в выкупе госимущества по 80 % всех обращений предпринимателей, приводит данные исследований «Опоры России» руководитель Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей Елена Артюх. При этом, по ее словам, муниципалитеты оспаривают 90 % всех судебных решений в пользу предпринимателей во всех апелляционных и кассационных инстанциях. «В результате тяжб процесс приобретения госимущества может затягиваться на годы, – подчеркивает эксперт. – При этом предприниматели несут судебные издержки, которые если и возмещаются им в дальнейшем, то в неполном размере. Издержки же, которые несут представители муниципалитетов, возмещаются из казны».
«Таких случаев немного, и они носят несистемный характер, – парирует замглавы Екатеринбурга Александр Высокинский. – Городские власти опасаются того, что их могут заподозрить в коррупции, если они будут сразу же одобрять заявления предпринимателей на приватизацию имущества. Поэтому важно создать на основе единичных судебных разбирательств юридический прецедент, который в дальнейшем позволит оперативно рассматривать заявления без риска обвинений в предвзятости».
На картину развития инвестиционной деятельности в Свердловской области нужно смотреть в целом, говорит глава министерства инвестиций и развития Михаил Максимов. «Мы не можем предоставить льготы по оформлению документов тому или иному проекту, потому что все должны находиться в равных условиях», – отмечает министр. «Вы приводите проблемы единичных проектов, – обратился он к Елене Артюх. – Предоставьте нам данные по картине в целом». На это Евгений Куйвашев заметил, что в полпредстве будут брать на контроль любые, даже самые мелкие случаи нарушения прав предпринимателей.
В ходе совещания Евгений Куйвашев также отметил, что в регионе будет создана полномочная группа из представителей полпредства, прокуратуры и ряда надзорных органов, которая будет отслеживать все трудности, возникающие у предпринимателей при взаимодействии с властями, и контролировать процесс их решения: «Я встречался с заместителем генпрокурора РФ Юрием Золотовым, мы с ним обсудили точки взаимодействия по данному направлению. Все материалы по административным проблемам предпринимателей будут направляться в администрацию президента, и будьте уверены, там их будут читать очень внимательно».
Ключевой темой совещания, в котором, помимо сотрудников полпредства, приняли участие представители областной прокуратуры, областных и городских властей, регионального бизнеса и Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей, стали препоны, мешающие развитию инвестиционных проектов. Во вступительном слове Евгений Куйвашев отметил, что темпы роста инвестиционной привлекательности области отстают и от заявленных ранее показателей, и от динамики других регионов со схожими экономическими показателями из-за административных ограничений. «До сих пор свыше 30 процентов предпринимателей в области решают проблемы с чиновниками с помощью взяток, – отметил заместитель полпреда. – Большинство инвесторов испытывают значительные сложности по таким направлениям, как пожарная безопасность, согласование инвестиционных проектов, выделение земельных участков и таможенное оформление».
По словам Евгения Куйвашева, областная комиссия по модернизации и технологическому развитию, созданная в 2010 году, провела за все время своего существования лишь четыре заседания. Он также отметил, что в области работает 10 межведомственных советов, но проведенный анализ свидетельствует, что большая часть данных органов существует лишь на бумаге. «Мы вообще считаем инвестиционную деятельность приоритетной? Или нас интересует только бюджетное финансирование?» – спросил заместитель полпреда у участников совещания, представляющих властные структуры.
На проблему реализации закона № 159-ФЗ обратил внимание главный финансовый инспектор Свердловской области Виктор Миненко. «В муниципалитетах до сих пор царят непонимание потребностей предпринимателей, семейственность, – отметил представитель полпредства. – Я вижу эти проблемы во время поездок по городам. Значительные трудности связаны с реализацией права на преимущественный выкуп госимущества, а ведь после проведения кадастровой оценки земельных участков их аренда может вырасти в десятки раз».
Один из примеров, когда муниципалитет неправомерно отказал предпринимателю в праве на преимущественный выкуп госимущества, привел первый заместитель прокурора области Владимир Маленьких. По его словам, прокуратура провела проверку по обращению одного из предпринимателей Каменска-Уральского, которому отказали в приобретении объекта потому, что он входит в перечень объектов для господдержки МСБ. «По факту оказалось, что действия муниципалитета были направлены на ограничение отчуждения госимущества», - рассказал представитель ведомства.
Сегодня арбитражные суды подтверждают неправомерность отказа в выкупе госимущества по 80 % всех обращений предпринимателей, приводит данные исследований «Опоры России» руководитель Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей Елена Артюх. При этом, по ее словам, муниципалитеты оспаривают 90 % всех судебных решений в пользу предпринимателей во всех апелляционных и кассационных инстанциях. «В результате тяжб процесс приобретения госимущества может затягиваться на годы, – подчеркивает эксперт. – При этом предприниматели несут судебные издержки, которые если и возмещаются им в дальнейшем, то в неполном размере. Издержки же, которые несут представители муниципалитетов, возмещаются из казны».
«Таких случаев немного, и они носят несистемный характер, – парирует замглавы Екатеринбурга Александр Высокинский. – Городские власти опасаются того, что их могут заподозрить в коррупции, если они будут сразу же одобрять заявления предпринимателей на приватизацию имущества. Поэтому важно создать на основе единичных судебных разбирательств юридический прецедент, который в дальнейшем позволит оперативно рассматривать заявления без риска обвинений в предвзятости».
На картину развития инвестиционной деятельности в Свердловской области нужно смотреть в целом, говорит глава министерства инвестиций и развития Михаил Максимов. «Мы не можем предоставить льготы по оформлению документов тому или иному проекту, потому что все должны находиться в равных условиях», – отмечает министр. «Вы приводите проблемы единичных проектов, – обратился он к Елене Артюх. – Предоставьте нам данные по картине в целом». На это Евгений Куйвашев заметил, что в полпредстве будут брать на контроль любые, даже самые мелкие случаи нарушения прав предпринимателей.
В ходе совещания Евгений Куйвашев также отметил, что в регионе будет создана полномочная группа из представителей полпредства, прокуратуры и ряда надзорных органов, которая будет отслеживать все трудности, возникающие у предпринимателей при взаимодействии с властями, и контролировать процесс их решения: «Я встречался с заместителем генпрокурора РФ Юрием Золотовым, мы с ним обсудили точки взаимодействия по данному направлению. Все материалы по административным проблемам предпринимателей будут направляться в администрацию президента, и будьте уверены, там их будут читать очень внимательно».