Уральские предприятия заработали на подготовке студентов
Металлурги и машиностроители смирились, что готовых инженеров университеты не выпускают, и занялись подготовкой студентов сами. Первые результаты вселяют в них надежду.
В инженеры идут не все
«Если раньше уровень знаний был примерно одинаков, то теперь требованиям вуза соответствуют большей частью выпускники гимназий и лицеев, а в остальных учебных заведениях планка снизилась», — отмечает он.
«Сегодня всероссийская олимпиада школьников превратилась в своеобразный спорт высоких достижений, — отмечает Юрий Биктуганов, министр образования региона. — В Свердловской области из 40 победителей и призеров этого года только двое школьников не учатся в школах повышенного статуса».
«Во многих городах уровень подготовки школьников по физике, математике очень низкий уже потому, что не хватает педагогов, — говорит он. — Чтобы подготовить учителя целевым методом, потребуется шесть лет, а потом придется еще выделить ему квартиру и корову. На мой взгляд, для небольших городов проще организовать дистанционное обучение, используя для этого кафедру математики УрФУ и других специалистов, которые могли бы обучать такие классы на высочайшем уровне».
Уравнение с неизвестным Y
«По решаемым задачам, зоне ответственности и статусу начальник цеха — один из высших уровней управления в компании, — говорит Николай Десятов, начальник образовательного центра ПНТЗ. — Половина начальников основных цехов завода начинала свою трудовую биографию помощником мастера. Но возможности молодых специалистов этим не ограничиваются — они могут заниматься новыми технологиями, планированием производства, продажами, закупками».
«На производстве, особенно в традиционных отраслях — металлургии и машиностроении, старт карьеры для молодых специалистов непрост, и первое время они получают не самую высокую зарплату — выпускники вуза могут рассчитывать на 20-25 тыс. руб. А повышения по службе можно ждать несколько лет, — поясняет Анна Хвостова, директор уральского филиала HeadHunter. — Тогда как сфера продаж дает возможность более быстрого карьерного и зарплатного роста».
«В частности, предложение выпускницы УрФУ по освоению технологии изготовления двухслойных валков редукционного стана цеха Т 3 из центробежной заготовки ООО «МЛЗ» предполагает экономический эффект в 12 млн руб., — говорит он. — Другой проект, связанный с оптимизацией металлоиспользования при прокате труб, обещает экономию 19 млн руб. в год».
Последняя линия обороны
«Такие центры позволят учащимся школ познакомиться с профессиональной деятельностью сразу по нескольким специальностям, — поясняет Юрий Биктуганов. — Для кого-то это станет стимулом, чтобы получить востребованную рабочую профессию, а будущие инженеры познакомятся с технологиями, применяемыми в соответствующих отраслях. Например, инженеры-строители могут на практике изучать работу каменщика, арматурщика, монтажника инженерных систем или отделочника».
Образованию вернули смысл
«У человека, окончившего высшую школу, не должно быть сомнений по поводу своих компетенций, — пояснил Андрей Козицын, гендиректор УГМК. — А если он выходит на работу и снова начинает учиться, практический смысл образования теряется. Наша задача — его вернуть».
«Если раньше молодой специалист приходил на предприятие и ему объясняли, как работать на оборудовании, то выпускник Технического университета УГМК будет обучать на производстве всех остальных. В этом — главный принцип уральской инженерной школы».
«Как показывают результаты анкетирования школьников и их родителей в Полевском городском округе, где расположен СТЗ, большинство учащихся стали лучше ориентироваться в ситуации на местном рынке труда, — говорит он. — Благодаря профориентации СТЗ их потребности в образовании в основном совпадают с потребностями рынка. Одна из главных задач таких проектов — создать учащимся и студентам условия для развития инженерного мышления, помочь им изучить принципы работы механизмов, повторяющих модели производственных агрегатов и машин».
«Благодаря соглашению ПНТЗ, ПМК и УрФУ нашей компании удалось реализовать проект непрерывного образования «колледж-вуз» по сквозным интегрированным программам, — поясняет Николай Десятов. — Высшее образование выпускники школ могут получить через пять-шесть лет, а полноценно работать на производстве — с третьего-четвертого года обучения».
Инженеры хотят комфорта и громкого имени
Весной-летом 2014 г. в Екатеринбурге было проведено исследование среди выпускников вузов с инженерным образованием, работающих инженеров и нанимающих их представителей бизнеса на тему факторов мотивации персонала и состояния рынка труда в инженерной сфере. В исследовании приняло участие порядка 900 инженеров и более 130 работодателей, нанимающих специалистов тех же профилей. По наблюдению респондентов, факторы мотивации инженерных кадров не претерпели за последние годы серьезных изменений. Однако технические специалисты стали более требовательны к условиям труда и все чаще выбирают работодателей не только по уровню заработной платы, но и по дополнительным бонусам и бренду работодателя.