Уральские страховщики приготовились пережить самый тяжелый год
Уральские страховщики не ждут от этого года ничего хорошего. По мнению одних игроков, объемы рынка останутся на уровне прошлого года, а другие считают, что 2015 г. станет самым сложным за всю историю.
DK.RU составил рейтинг страховых компаний Свердловской области в сегменте ОСАГО и КАСКО. По данным ренкинга, лидером рейтинга стала СК «Росгосстрах», которая увеличила объем премий по ОСАГО на 23% за 9 мес. 2014 г. Компания «Северная казна» нарастила объем премий на 63%, а «РЕСО-Гарантия» — на 40%. Основные проблемы в этих сегментах участники рынка связывают с девальвацией, из-за которой стоимость автозапчастей резко выросла. Впрочем, в сегменте ОСАГО серьезные трудности наблюдались и в прошлом году, отмечают они.
Александр Меренков, генеральный директор СК «Северная казна»:
«Основные проблемы на страховом рынке с выплатами по КАСКО и ОСАГО вызваны резким ростом цен на автозапчасти. Сегодня страховщики вынуждены искать и новых партнеров, готовых снизить стоимость ремонтных работ при сохранении качества, и новых поставщиков, готовых поставлять запчасти за вменяемые деньги. По объему собранных премий в сегменте КАСКО по итогам 2015 г. я ожидаю спада — на уровне 14%, объемы рынка ОСАГО останутся на прежнем уровне — за счет повышения тарифов. Впрочем, не исключено, что ближе к лету отношения между Россией и Западом все же станут лучше, и на рынках будет наблюдаться положительная динамика».
Мария Путилова, и.о. директора Екатеринбургского филиала «СОГАЗ»:
«2014 г. был отмечен серьезными проблемами на рынке моторного страхования, особенно в ОСАГО: рост убыточности, огромные судебные издержки, недовольство потребителей качеством услуг — все это имело негативные последствия для отрасли. Повышение базового тарифа ОСАГО на 23-30% несколько снизило напряженность, позволив страховщикам автогражданки увеличить сборы. Однако эта мера временная, и очень скоро убыточность страховщиков снова возрастет: полагаю, что уже в конце I – начале II квартала разрыв между выплатами и взносами окажется минимальным.
С 1 апреля лимит страхового покрытия за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП, увеличится более чем в три раза. Но пока преждевременно делать прогнозы, как эти нововведения отразятся на тарифах ОСАГО и на сборах. Если не учитывать прошедшие и будущие изменения тарифов по ОСАГО, то в 2015 году в Свердловской области, по нашим прогнозам, сборы в этом сегменте страхования увеличатся незначительно — не более чем на 2-3%.
На рынке КАСКО проблемы были связаны, в первую очередь, с резким повышением убыточности на фоне девальвации рубля: в смете на ремонт автотранспорта стоимость запчастей (а основной автопарк в стране — иномарки) составляет примерно 70%. Рост цен на запчасти отразился на увеличении тарифов по КАСКО, вынудив автовладельцев отказываться от заключения договоров страхования. В то же время на фоне снижения темпов экономического развития и падения объемов кредитования произошло падение продаж новых автомобилей, что также негативно отразилось на рынке КАСКО. В 2015 г. в Свердловской области прогнозируется дальнейшее снижение сборов по КАСКО — до 15%. А выплаты, с большой долей вероятности, могут превысить сборы по этому виду страхования.
Константин Швалев, руководитель Уральской региональной дирекции СГ УРАЛСИБ:
«В условиях валютной турбулентности зафиксировать оценку довольно сложно. Но уже очевидно, что традиционные драйверы сдают позиции. К примеру, темп роста страхования жизни снизится в разы. В целом снижение темпов роста покажут все основные направления, а некоторые даже отрицательную динамику – дефицит свободных средств у корпоративного бизнеса и частных клиентов скажутся на спросе. При этом ОСАГО позволит рынку избежать резкого падения за счет новой тарифной политики. Также в автостраховании все большее значение приобретают сервисные предложения. Среди привлекательных дополнительных услуг водители отмечают предоставление подменного автомобиля на период ремонта».
Александр Колясников, руководитель Управления автострахования Уральской дирекции ЗАСО «ЭРГО Русь»:
«В 2015 г. рынок автострахования будет переживать самые сложные времена. Подобного наложения негативных факторов за всю свою современную историю еще не было. Большое значение будет иметь умение грамотно управлять портфелем КАСКО. При этом надо понимать, что тарифы по КАСКО в среднем по рынку неизбежно вырастут, а продажи новых автомобилей и кредитная активность банков снизятся. В тоже время клиентам следует советовать не отказываться от страхования автомобилей по КАСКО, а внимательнее присмотреться к возможности страхования от крупного ущерба — при помощи применения франшизы в страховом полисе. По ОСАГО, в отличие от КАСКО, у страховых компаний практически нет андеррайтинговых инструментов (вследствие государственного регулирования данного вида страхования). Хотя, имеются актуарные расчеты, из которых можно сделать вывод о кросс-субсидировании в тарифах по ОСАГО. Например, за неопытных водителей платят опытные, за аварийных — безаварийные. Из этого следует, что для аккуратных водителей надо увеличивать скидки, а для недисциплинированных — повысить коэффициенты. Такую же картину можно наблюдать в региональном разрезе — есть регионы-доноры, а есть наоборот.