Уральский бизнес сбросил развитие со счетов
Стагнация ставит под угрозу финансирование новых бизнес-проектов. Пока банки въедливо обслуживают корпоративных заемщиков, на рынках расцветают новые схемы привлечения денег в бизнес без их участия.
Средний и малый бизнес в банках покинул целевую группу заемщиков. Если два года назад общерыночная стратегия заключалась в кредитовании таких предприятий, то теперь банки ставят на расчетно-кассовое обслуживание и смежные услуги — от налоговых консультаций до сдачи в аренду переговорных комнат.
«Малый и средний бизнес — это, прежде всего, расчеты, — говорит директор регионального филиала Райффайзенбанка Виталий Милованов. — В отличие от кредитования, РКО не сопряжено с финансовыми рисками, и специализация на нем делает любой банк практически непотопляемым».
Ту же логику подтверждают и другие банкиры.
Дорого и сердито
Кредитная политика банков по отношению к компаниям с годовым оборотом до 1 млрд руб. выражается одним словом — дотошность. Этот процесс, инициированный ЦБ РФ, только начинается. Цифры красноречивы. По данным Уральского банковского союза (УБС), за I квартал 2014 г. в Свердловской области выдано корпоративных кредитов на сумму 250 млрд руб. Из них компаниям СМБ — 62,8 млрд, индивидуальным предпринимателям — 4,9 млрд. В прошлом году средний и малый бизнес взял кредитов на 54,6 млрд руб., из них 6,5 млрд пришлось на ИП.
«На фоне общего роста бизнес-кредитов самые маленькие представители бизнеса сокращают заимствования, — комментирует динамику зампред УБС Евгений Болотин. — Не потому, что не хотят получить деньги. Мы связываем это с принятием в прошлом году 134 ФЗ, направленного на борьбу с отмыванием незаконных доходов».
Ряд региональных банков сместил приоритеты в сторону малых компаний, отказавшись от более крупных корпоративных заемщиков: те ищут финансирование проектов у крупнейших финансовых структур, отмечает заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев.
«Речь не о том, что небольшой компании нельзя получить кредит в банке, — добавляет независимый аналитик Григорий Вахитов. — Просто они рассчитывают получить деньги, к примеру, под 10% годовых, но при этом не могут предоставить ни соответствующего такой ставке залога, ни гарантий. Банк готов кредитовать их под 22%, и небольшие предприниматели по-прежнему часто берут кредиты как физлица: тогда они могут рассчитывать, например, на 16-19% годовых».
Предприниматели все чаще обращаются к небанковским инструментам финансирования — не только долговым (кредитование, лизинг, факторинг), но и к долевым (венчурные инвестиции). Вновь, впервые за несколько лет, отчетливо востребованным стало кредитование компаниями друг друга. На сегодня взаимные долги российских предприятий достигают 58 трлн руб., следует из доклада вице-президента СОСПП Анатолия Сысоева. О том, что бизнесмены сегодня предпочитают брать деньги в долг у своих соседей по рынку, в недавнем интервью DK.RU рассказывал и председатель правления Уралприватбанка Олег Антонов (см. «Уралприватбанк выбрался из кармана»). Долевое же финансирование — до сих пор инструмент более точечный.
«Рынки сжимаются, большинство финансовых институтов и частных инвесторов предпочитают сохранить имеющиеся у них средства до лучших времен, — пояснил DK.RU финансовый директор Инжинирингового кластера инфраструктурных проектов Рустам Сулейманов. — Поэтому случаи прямых инвестиций, рассчитанных на получение кредитором доли в финансируемом проекте, немногочисленны. Как правило, такое финансирование осуществляется на заключительных стадиях проектов. Из интересной экзотики можно отметить краудинвестинг — посевное народное микрофинансирование инвестпроектов. Оно довольно быстро развивается в США и Европе. В Екатеринбурге краудинвестинговую платформу анонсировала, например, компания Brave — в ближайшее время начнется тестирование площадки, а полноценно работать она станет уже в сентябре».
Консорциумы против варягов
Рынок небанковского финансирования в России в целом еще не получил должного развития. Традиционно крупный устоявшийся бизнес может рассчитывать на облигационные займы или доп-эмиссию собственных акций, а структуры с сильными акционерами — на поддержку собственника. Для начинающих компаний, пока не представляющих интереса для банков и частных инвесторов, самым очевидным выходом является микрофинансирование, считает директор филиала банка «БКС Премьер» в Екатеринбурге Константин Ванеев.
«Спрос на микрофинансирование в России пока удовлетворен слабо, по нашей оценке — на 15-18%, — говорит г-н Ванеев. — Но этот рынок растет каждый год, и при том, что сейчас он еще недостаточно развит, его перспективы огромны. К тому же появляются условия для его подведения под законодательную базу и установления точных правил игры». В числе основных представителей рынка МФО Константин Ванеев называет, в частности, кредитные кооперативы всех типов и даже фонды поддержки малого предпринимательства. По его оценке, клиентская база таких структур состоит из начинающих предприятий со штатом до пяти человек: «Эта ниша нерентабельна для банков, и МФО дополняют банковские предложения».
Нетривиальный подход к реализации бизнес-проектов сейчас испытывают в областном Союзе предприятий стройиндустрии: в прошлом году там было образовано несколько консорциумов по территориальной и отраслевой принадлежности. Каждый консорциум объединяет ряд производственных и строительных компаний, совместно обеспечивающих полный цикл. Лидером консорциума становится крупнейший участник, способный самостоятельно выполнить работы по проекту минимум наполовину.
«Мы решили внедрить такую практику, чтобы иметь возможность выходить на крупные объекты, которые до этого по умолчанию отдавались московским игрокам, — рассказывает директор союза Юрий Чумерин. — Наши консорциумы объединяют генподрядчиков, подрядчиков, производителей материалов, банки и страховые компании. Банки предоставляют кредитные линии, поэтому консорциумы могут равномерно финансировать работы на объекте даже в том случае, если у заказчика возникают проблемы с деньгами».
Готовность поддерживать (в том числе и финансово) развитие малого и среднего бизнеса выражают власти Свердловской области.
«Во всем мире малый и средний бизнес — драйвер экономики, — отметил в своем выступлении на форуме «Будущее города» вице-премьер Алексей Орлов. — В нашем регионе в этом секторе занято больше трети населения. Сегодня наша задача — стимулировать развитие бизнеса в малых городах. В 2013 г. областной фонд поддержки предпринимательства направил свыше 1,7 млрд руб., благодаря этому создано 4,2 тыс. рабочих мест. В будущем эти показатели будут расти».
Между тем такой подход не считается единственно верным. Так, замглавы Екатеринбурга Александр Высокинский уверен, что финансовая подпитка предпринимателей лишает их стимула к ведению успешной деятельности. По его мнению, гораздо полезнее создавать условия для ведения бизнеса в целом: организовать курсы для предпринимателей, допускать малые компании к госзаказу, устроить для них налоговые каникулы. Директор по экономике и финансам ГК «Уралпластик» Константин Селянин отмечает, что господдержка могла бы быть более эффективной, если бы не постоянно меняющиеся правила и сложные условия ее предоставления.
Сам «Уралпластик» заручился поддержкой корпорации «Роснано».
«Я только сейчас понял, насколько банковские инструменты финансирования не соответствуют запросам предприятий, — признается г н Селянин, ранее работавший в Уральском межрегиональном банке. — Мы сталкиваемся с тем, что не можем приобрести нужное нам оборудование за рубежом, потому что сопряженные с этим риски не позволяют получить в банках деньги по приемлемой для нас цене и на приемлемый срок. И это даже при поддержке крупной госструктуры! Да, банковская система пытается полноценно влиять на работу промышленного сектора, хотя ее функции объективно ограничены поддержкой промпредприятий».
Депозиты выгоднее инвестиций
Ужесточение условий банковского кредитования дает шанс на развитие сравнительно новых для России видов финансирования.
«С учетом того, что многие банки стали более консервативны в кредитовании, мы столкнулись с ростом спроса на факторинговое финансирование, — говорит коммерческий директор Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. — Причем как со стороны компаний, которые уже используют факторинг и хотят нарастить объемы финансирования, так и со стороны тех, кто просто ищет дополнительные или запасные источники денежных средств. Однако ухудшение платежной дисциплины, рост остатков товаров на складах, снижение спроса со стороны конечных потребителей также сказывается на политике риск-менеджмента игроков рынка факторинга, поэтому говорить о возможном росте рынка не приходится».
Факторинг (его суть сводится к тому, что фактор финансирует поставщика на срок отсрочки платежа или выкупает у него дебиторскую задолженность. принимая на себя т. о. риск неплатежа) набирает популярность и благодаря росту дебиторской задолженности российских компаний.
«Это инструмент исключения риска неполучения выручки по торговым операциям с отсрочкой платежа, — рассказывает г-н Робу. — В 2013 г. темпы роста просроченной дебиторской задолженности в стране увеличились со 104,9% до 121,1%, в 2014 г. очевидных предпосылок для улучшения ситуации пока нет, напротив, бизнес подает отрицательные сигналы. В связи с этим мы прогнозируем рост спроса на продукты, позволяющие снизить рисковую нагрузку на бизнес, к которым в том числе относится и факторинг. Так, по предварительным результатам исследования, проведенного среди компаний, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, но не являющихся клиентами НФК, порядка 50% респондентов проявили в первые месяцы 2014 г. живой интерес к продуктам, позволяющим минимизировать возможные потери».
Эксперт приводит данные Росстата, по которым объем корпоративной дебиторской задолженности без субъектов малого предпринимательства в 2012 г. достиг 22,8 млрд руб., причем 51% — это задолженность покупателей и заказчиков, 8% которой являются проблемными.
«Мы видим, что компании ужесточают политику коммерческого кредитования от ограничения срока отсрочки до полного ее запрета. Последнее — крайняя мера, способная нанести ощутимый ущерб бизнесу. Очень важно, чтобы компании, закручивая гайки, подходили к этому вопросу более осознанно, в том числе используя страховые продукты и поручительство факторинговой компании», — подчеркивает г н Робу.
Впрочем, сейчас проблема финансирования новых проектов стоит не то чтобы остро. Бизнес пока предпочитает зализывать полученные в ходе рецессии раны: Григорий Вахитов отмечает, что в 2013 г. этот сегмент корпоративных заемщиков стал лидером по просрочке перед банками.
«Банки понимают, что экономика находится на грани кризиса, и перестраховываются», — говорит он.
Бизнес тоже перестраховывается: по словам банкиров, заметна новая тенденция: предприятия начинают копить деньги на корпоративных депозитах. А это значит, что на данный момент депозиты доходнее, чем инвестиции в развитие бизнеса, полагают они.