Уральский бизнес входит в новые города с оглядкой на конкурентов
Сегодня в стратегиях развития сетевых компаний находится место любым городам. Эффективный формат можно найти для любой территории, будь то областная столица или уездный город с 10 тыс. жителей.
Размер города больше не играет значения для развития бизнеса. Компаниям больше интересна экономика новых мест, говорит заместитель генерального директора компании «Эр-Телеком» Александр Мотрич:
«Мы оцениваем в первую очередь такие факторы, как платежеспособность населения, конкурентная среда, общее экономическое развитие города, политический ландшафт. А наши бизнес-процессы стандартизированы; даже если города различаются по количеству абонентов и выручке, единая тактика позволяет филиалам обеспечивать примерно одинаковую рентабельность на каждом этапе развития».
Для городов разных размеров компании имеют наготове минимум два варианта развития событий.
«Как правило, перед выходом на новый рынок мы рассматриваем две стратегии: либо строить сеть с нуля, либо покупать действующего игрока», - делится с «ДК» директор по маркетингу ГК «Акадо» Максим Чернов. «В небольших городах мы строим легкую сеть для частных клиентов, в более крупных - полноразмерные отделения с возможностью работы с корпоративными клиентами», - добавляет руководитель проекта регионального развития УБРиР Геннадий Изевлин.
Бизнес в городах-миллионниках, в свою очередь, теряет специфические территориальные особенности, говорят эксперты. Но некоторые детали все-таки отличают один регион от другого. Например, для Свердловской области характерна высокая закредитованность, говорит вице-президент ВТБ 24 Вячеслав Грицаенко. Эта особенность роднит ее с Пермским краем. В Тюмени кредитная нагрузка не так велика.
«В Екатеринбурге высококонкурентный рынок, с множеством сильных домашних банков, — комментирует г-н Грицаенко. — И здесь мы делаем больший уклон в розницу, тогда как в Тюмени — в сторону корпоративных клиентов и работу с проектами региональных властей. Хотя принципиальная модель работы везде одинакова».
Исчерпывающую характеристику особенностям бизнеса в уральских мегаполисах дает генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков.
«Пермь — очень разноплановый город, с множеством центров принятия решений и большой ролью краевых властей в бизнесе, — поясняет «ДК» эксперт. — Речное хозяйство, железная дорога, нефтедобывающее производство — все это разные силы влияния, с которыми нужно договариваться по отдельности. Это, разумеется, требует большего вложения ресурсов в развертывание бизнеса, чем там, где нужно договориться с одной наиболее влиятельной силой. У Тюмени тоже интересная специфика: люди там делятся либо на нефтяников, либо на тех, кто хочет ими стать. Любая другая деятельность рассматривается как временная. Соответственно, нужно иметь связи в нефтяной отрасли, чтобы успешно делать там бизнес. В Кургане с точки зрения страхового бизнеса перспективы невелики. Этот регион занимается в основном сельским хозяйством, поэтому страховать там особо нечего. Ну а Екатеринбург — это город, который быстро развивается по многим направлениям сразу и является центром принятия решений для всего УрФО. Поэтому здесь очень выгодно занимать хорошие позиции — твой успех транслируется на весь округ».