Уральский турбизнес прикроет окно в Европу
Уральские туроператоры готовятся сокращать вылеты в ЕС: самостоятельные путешествия подорвали спрос на готовые туры. Тем, для кого Европа — базовое направление, придется пересмотреть приоритеты.
Простота и дешевизна самостоятельного оформления документов для въезда в ЕС стала причиной дисбаланса спроса и предложения на рынке туруслуг, рассказала генеральный директор компании «Русский экспресс» НАТАЛЬЯ АЛЕШИНА, подводя итоги 2013 г. на заседании Координационного совета по выездному туризму.
«Туристы увидели, что сегодня можно без особых проблем самостоятельно бронировать и визовые направления, и потребность в услугах туроператоров снизилась, — отметила г-жа Алешина. — С другой стороны, VIP-клиенты операторов по каким-то причинам пере¬ориентировались на пляжный отдых, поэтому европейское направление у туроператоров значительно просело по выручке. В следующем году его, наверное, придется сокращать. Как и горнолыжные направления, спрос на которые тоже существенно снизился».
По прогнозам Натальи Алешиной, популярностью в следующем сезоне будут пользоваться, в частности, Шри-Ланка и Мальдивы.
По словам гендиректора турфирмы «Мир» СЕРГЕЯ БУЗЬКО, «дикий» отдых сегодня занимает примерно треть уральского рынка туризма. В такой ситуации турфирмам стоит осваивать новые сервисы.
«В этом году мы получим негативные отчеты о прибылях и убытках по ряду массовых направлений. Местный турбизнес очень специфичен в силу наивысшей конкуренции среди российских регионов и превышения предложения над спросом. Раньше денежные клиенты позволяли операторам ежегодно открывать новые направления, а теперь, как ни странно, склонны к дисконтному пляжному отдыху. Потеряло в спросе «лыжное» направление. Шенгенские «дикари», конечно, за последний год здорово снизили спрос на услуги туркомпаний. И в этой ситуации выжить можно, только если ты занимаешься комплексным бизнесом, сочетая индивидуальные программы и персональный сервис в выездной работе и развитие внутреннего туризма».
Рынок в целом пока не ощущает сильного ущерба от «дикарей», но ситуация может измениться, когда нынешние технологии бронирования усовершенствуются, а россияне лучше изучат язык, отмечает директор по маркетингу компании «Джакарта Travel» СЕРГЕЙ ФЕДУЛОВ.
«Европу проще бронировать самостоятельно, чем другие направления, — отметил г-н Федулов в беседе с «ДК». — Особенно тем людям, у которых уже есть опыт таких путешествий, кто хорошо знает язык, располагает свободным временем и хочет сэкономить. Но всегда есть туристы, которые этими ресурсами не располагают и готовы платить оператору». По оценке Сергея Федулова, сегодня объем самостоятельных туров занимает 10-15% рынка по всем направлениям. «Для турбизнеса в целом это не критичный показатель, — говорит эксперт. — Но тем, кто специализируется на Европе, приходится создавать новый продукт, предлагать новые направления, страны, услуги. Тех, у кого в приоритете Азия, это касается не так сильно».
Логично, что в этой ситуации авиаперевозчики, не зависящие от ситуации на рынке туроператоров, спада по европейским направлениям не наблюдают. Даже после того, как Lufthansa и Alitalia объявили о закрытии ряда своих прямых рейсов из Екатеринбурга в страны ЕС. Точкой роста для авиаперевозок сегодня считаются арабские страны. «Европа востребована у пассажиров из Екатеринбурга, — рассказала представительница «Уральских авиалиний». — То, что два европейских перевозчика решили уйти с этих направлений, связано исключительно с их внутренней экономикой, а не со спадом спроса. Мы, например, увеличили число рейсов в Прагу, в Европу летаем круглогодично. С другой стороны, сегодня мощно развивается направление ОАЭ, но на сколько хватит запаса этого роста, пока непонятно».
В отличие от других отраслей российской экономики, переживающих стагнацию, рынок пассажирских авиаперевозок чувствует себя хорошо.
«Объем перевозок в России растет опережающими темпами по сравнению с европейским рынком, — говорит начальник отдела по авиационному маркетингу УК «Аэропорты регионов» ДМИТРИЙ ЗАИКИН. — Сегодня распределение между внутренними и международными перевозками из Кольцово — 50 на 50, но надо учитывать, что много пассажиров, улетающих в Москву, пересаживается там на зарубежные рейсы. С учетом этого объем международных авиаперевозок превышает 50%».
По словам г-на Заикина, по зарубежным перевозкам рост в два раза показала Италия, также за год выросло число перелетов в Грецию. В то же время снизились объемы перевозок по таким традиционно «пляжным» направлениям, как Египет и Турция.