Уральским логистам не нравится стратегия развития транспорта РФ
Логисты Урала раскритиковали федеральную стратегию развития транспорта РФ, согласно которой к 2030 г. резко сократятся выбросы углекислого газа, - ставку надо делать не на авто, а на ж/д транспорт.
По данным Министерства транспорта РФ, ежедневно в России автотранспорт выбрасывает 16,5 т загрязняющих веществ. По оценкам экспертов, сейчас экологическая ситуация в сфере транспорта далека от благополучной - изменить ситуацию должна «Стратегия развития транспорта РФ до 2030 г.». Глава Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис поясняет: согласно документу, сокращение удельных выбросов углекислого газа к 2030 г. составит от 24 до 53% на различных видах транспорта.
При этом, отмечает Валерий Денисов, директор по развитию ГК «Оборонснабсбыт», «Стратегия развития транспорта РФ» предусматривает выбор государства в пользу развития автотранспорта - так как новых автодорог федерального значения планируется построить в пять раз больше, чем железнодорожных коммуникаций. И выделить на развитие автотранспорта в пять раз больше государственных средств.
«Поэтому в удельном показателе общий объем негативного воздействия от автомобильного транспорта, несмотря на принимаемые меры, все-таки значительно увеличится», - прогнозирует г-н Денисов.
И добавляет: наиболее действенной мерой улучшения экологической обстановки может стать увеличение доли железнодорожного транспорта во внутрироссийской логистике:
«Хотя железнодорожный транспорт оказывает неблагоприятное воздействие на все звенья биосферы, но его влияние по сравнению с автомобильным существенно меньше. Во-первых, это один из самых экономных видов транспорта по расходу топлива на единицу работы, во-вторых, объемы загрязнения снижает электрификация железных дорог».
Эксперты констатируют: европейские страны уже давно пошли по пути использования железной дороги как приоритетного вида транспорта в грузовых перевозках. В Европе на железную дорогу приходится около 60% транспортировки грузов, а показатель перевозки генеральных грузов за счет контейнеризации доходит до 100%. Во многом приоритет в использовании железнодорожного транспорта связан с жесткими экологическими нормами ЕС, отмечает руководитель представительства порта Гамбурга в России Наталья Капкаева. Именно поэтому, по ее словам, железнодорожный транспорт составляет 60% от общего объема транспорта, на котором из порта Гамбурга транспортируются грузы. Еще 2% составляет речной транспорт. На автомобильные перевозки приходится 38%.
«Система железнодорожных грузоперевозок отработана и в соседних с Германией государствах. На территории Чехии работают около 80 терминалов, принимающих контейнерные блок-трейны», - поясняет г-жа Капкаева.
В России наблюдается другая ситуация: на железную дорогу приходится 15% объема грузоперевозок, тогда как основная часть - около 80% - перевозится с помощью автотранспорта.
При этом эксперты отмечают: в России положительные примеры использования железнодорожного транспорта все же есть. В Свердловской области систему железнодорожных грузоперевозок развивает контейнерный терминал C.I.T. На ж/д транспорт обращают внимание и владельцы грузов. Так, в 2014 г. холдинг УГМК передал более 800 тыс. т руды с автомобильного на железнодорожный транспорт. Снижение выбросов углекислого газа к 2020 г. на 40% планирует и российское представительство компании Unilever - основными методами по снижению загрязнений в атмосферу являются уменьшение пробега грузовых автомобилей, использование транспортных средств с меньшим уровнем выбросов и альтернативного транспорта - железных дорог или водного транспорта.