Уральским предприятиям не хватает инженерных кадров
Инженерный корпус уральских заводов стареет, и это — одно из препятствий, мешающих промышленникам выбираться из кризиса, наряду со старыми технологиями и износом основных фондов.
DK.RU продолжает обзор В2B-рынков Екатеринбурга, участники которых приспосабливаются к новым экономическим условиям.
По данным Свердловскстата, с января по август 2015 г. предприятия Свердловской области произвели продукции на 3,1% меньше, чем в 2014 г. За август 2015 г. (в сравнении с июлем) товарный выпуск в сегменте обрабатывающих производств сократился на 6%, а в сравнении с августом 2014 г. — на 12%. Физический рост зафиксирован в металлургии, производстве электронного и оптического оборудования, химической отрасли и обработке древесины.
В 2014 г. 52% регионального экспорта приходилось на черные и цветные металлы.
«С начала года поставки не сократились, а по цветным металлам — меди (купоросу), титану и алюминию — даже выросли, — уверяет Юрий Ступак, президент транспортной компании «Лорри». — Наши металлурги наращивают экспорт, и курсовая разница делает этот бизнес вдвойне выгодным».
Владимир Колотушкин, директор завода «Уралэлектромедь», входящего в УГМК, подтверждает — 2015 г. оказался для предприятия более успешным, чем ожидалось. Наряду с медью завод увеличил поставки за границу медного купороса, которого стал выпускать на 30% больше. Рост доходов позволил начать строительство второй очереди цеха электролиза.
В числе предприятий черной металлургии, для которых 2015 год оказался успешным, Андрей Мисюра, министр промышленности и науки свердловской области назвал НТМК, метзавод им. Серова (УГМК), Серовский и Северский трубные заводы. По прогнозу ТМК, в 2015 г. ее финансовые показатели будут не хуже, чем в 2014 г. Основным двигателем продаж руководство компании считает растущую потребность в трубах большого диаметра (ТБД), которая компенсирует падение в других сегментах. В конце августа ТМК выиграла тендер «Газпрома» на поставку ТБД на 4,1 млрд руб.
Подводя итоги 2014 г. Дмитрий Пумпянский, глава ТМК и СОСПП, сказал:
«Не все предприятия готовы преодолевать кризис, но рецепт выживания прост: надо дорожить своими заказчиками и делать все, чтобы они не ушли. А если у вас трудности, и вы не можете восстановить объемы реализации, снижайте себестоимость: режьте все, что можно и осмотрительно подходите к инвестициям».
По данным Кирилла Самкова, возглавляющего отдел стратегического планирования Министерства экономики Свердловской области, предприятиям региона мешают развиваться старые проблемы. Это — износ основных фондов, составляющий 57,8%, дефицит квалифицированных кадров (средний возраст инженеров — 53 года) и сокращение трудоспособного населения: если ничего не изменится, к 2030 г. количество работников в возрасте 20-65 лет уменьшится на 11,6%. А главное, доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП сегодня остается на уровне 24,3%. Чтобы решить эти проблемы, нужно диверсифицировать промышленность, перевооружать производства и готовить инженерные кадры.
В 2014 г. уральские предприниматели жаловались на избыточно высокие налоги и недоступность заемных средств. По словам Александра Петрова, председателя совета директоров завода «Медсинтез», один из механизмов поддержки отечественного производителя — долгосрочные кредиты, которые предоставляет государство через федеральный Фонд развития промышленности (ФРП). В 2015 г. ФРП уже выделил 600 млн руб. двум предприятиям Свердловской области — Уральскому дизель-моторному заводу на производство новых дизельных двигателей и «Уралвагонзаводу» — на производство контейнер-цистерн для перевозки агрессивных веществ. Теперь речь идет еще о 2,3 млрд руб. из федерального бюджета на 56 инвестиционных проектов.
С дефицитом кадров регион намерен покончить благодаря программе «Уральская инженерная школа» — она предусматривает поддержку предприятий, сотрудничающих с профессиональными и высшими учебными заведениями. Сейчас подготовкой специалистов для собственных нужд занимаются УГМК, открывшая технический университет, машиностроительная корпорация «Пумори», «Уралмашзавод», «Уралвагонзавод», Машиностроительный завод им. Калинина. Эти предприятия давно предлагали правительству области освободить их от налога на имущество, и недавно появился областной законопроект, предусматривающий соответствующие льготы на пятилетний срок.
Развивать высокотехнологичные производства, по замыслу областных чиновников, помогут индустриальные парки. В регионе работает три частных индустриальных парка — «Химический парк «Тагил», «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» и «Березовский». Четвертый — парк «Исетский» — проектируют. Еще четыре парка: «Богословский», «Новосвердловский», «Муранитный» и «Новоуральский» — будут созданы при участии государства. Особую роль правительство области отводит ОЭЗ «Титановая долина», ожидающей иностранных инвесторов. В сентябре губернатор Евгений Куйвашев предложил создать вторую очередь ОЭЗ, где «УГМК-Холдинг» и «Уральский завод гражданской авиации откроют производство самолетов. Сейчас речь идет о развитии территорий опережающего развития (ТОР), которые финансируются из федерального бюджета. Первой из них может стать площадка в Краснотурьинске.
Читайте также: B2B-рынки Екатеринбурга нащупывают точки «кризисного» роста