Уральских металлургов подписали на экологию
За день до ИННОПРОМа в Верхней Пышме высадился десант чиновников и предпринимателей, призванных запустить в России систему эконормирования на основе показателей наилучших доступных технологий (НДТ).
О том, что России нужна система регулирования, основанная на показателях НДТ, говорили еще шесть лет назад — все это время власть и бизнес обсуждали, какой она должна быть. Аналогичные техники используют Европа и США: с их помощью они минимизируют экологический ущерб от промышленности. Есть мнение, что западные страны могут ограничить доступ наших предприятий на свои рынки под предлогом, что в России не работает механизм НДТ. И в связи с угрозами санкций ЕС из-за крымских событий такой сценарий считают вполне реальным.
Евгений Брагин объяснил, как работают принципы НДТ в США
Первое заседание Межведомственного совета по переходу на принципы НДТ сделали выездным: для дискуссии выбрали площадку Технического университета УГМК. В Верхней Пышме ничто не отвлекает от конструктивной работы, пояснил Глеб Никитин, замминистра промышленности и торговли, который возглавил делегацию. Впрочем, утро перед заседанием он посвятил экскурсии на предприятие «Уралэлектромедь». Замминистра назвал завод примером для подражания в смысле применения принципов НДТ: предприятие, основанное еще при СССР, сегодня минимизировало выбросы в атмосферу и сбросы в водоемы, а в перспективе намерено сделать свой водооборот полностью бессточным.
В расплавленном металле сырая древесина выделяет продукты сухой перегонки, восстанавливающие закись меди
У входа в химико-металлургический цех гостей встречал Сергей Мастюгин, главный технолог по цветным металлам. От него прибывшие узнали, что фильтры предприятия улавливают 99,6% выбросов по свинцу, 99,7% — по селену, 99,8% — по теллуру.
«Технология очень сложная, — заверил он. — В шламе много примесей 1 и 2 класса опасности: свинец, сурьма, мышьяк, селен, теллур — их нужно отделить друг от друга. Если плавка меди продолжается 22 часа, то здесь необходимо 140. Летучие компоненты фильтруются с помощью мокрой очистки газов. Растворы, которыми улавливаются все эти вещества, переводятся в селенистую кислоту и теллуристую кислоту. Затем их перерабатывают в готовую продукцию, выделяя селен и теллур».
В отделении водоочистки Глеб Никитин долго беседовал с Валентиной Гуглей, начальником управления охраны окружающей среды «Уралэлектромедь». Г-жа Гугля доказывала, что государство предъявляет слишком жесткие требования к очистке технической воды — согласно нормативам, она фактически должна быть чище питьевой.
Сейчас предприятие ежегодно сбрасывает 600 тыс. кубометров воды, содержащей медь в количестве 0,3 г/л, что составляет 30% ПДК для питьевой воды. Выдерживать все параметры на микроскопическом уровне — напрасный труд, объяснила Валентина Гугля: водоем у завода имеет статус рыбохозяйственного. Если сменить статус на хозяйственно-бытовой, нормативы станут вполне выполнимы.
Расставшись с главным экологом, участники заседания проследовали через медеплавильный цех и цех электролиза меди. Замминистра промышленности удивили березовые стволы, которые сжигают в печах при плавке медного сырья.
«В печи сырая древесина требуется по технологии», — пояснил Евгений Брагин, замгендиректора УГМК. «Дерево сгорает без остатка», — уточнил г-н Никитин.
Г-н Брагин подтвердил — при температуре свыше тысячи градусов от березы не остается ничего.
После обеда Глеб Никитин открыл заседание. Говорили о том, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. При том, что многие нормативы выброса и сброса недостижимы (тут присутствующие вспомнили слова Валентины Гугли), предприятиям и надзорным органам приходится искать компромисс.
Разливочная карусельная машина медеплавильного цеха подает анодную медь на охлаждение
Практика такова, что ведомства идут навстречу и устанавливают заводам индивидуальные лимиты. Поскольку прозрачного механизма для коррекции нормативов нет, единоличное решение принимает чиновник, а это — почва для коррупции. С другой стороны, плата за негативное воздействие на природу невелика и не стимулирует предприятия снижать негативное воздействие. В отличие от системы, ориентированной на нормы НДТ.
В электролизном цехе медь отделяют от золота, серебра, теллура, селена и других веществ
«Наилучшие доступные технологии нельзя внедрить, — предупредил Евгений Брагин. — Речь идет не столько о технологиях, сколько о способе управления производством. О понимании, как с точки зрения экологии управлять промышленным объектом наилучшим образом. Такой сложной модели управления сегодня нет в России. Чтобы ее применить, придется очень много работать и самим предприятиям, и регуляторам».
Товарный продукт — медные катоды — складывают в пакеты весом 1 500 кг
Виктория Венчикова, замдиректора департамента экологической безопасности Минприроды России, пояснила: в Европе и США разработаны справочники по НДТ для крупных отраслей промышленности, воздействие которых на природу наиболее губительно.
Готовые аноды в очереди на переработку
Предприниматели могут найти там информацию о рекомендуемых технологиях и увязанных с ними диапазонах промышленных выбросов, государственные органы — основания для выдачи комплексных разрешений на выбросы, сбросы и отходы.
Падение спроса на медь в России УГМК компенсировала за счет экспорта
По планам, в 2015-2018 гг. рабочие группы создадут такие же справочники для российской промышленности — числом около 30, включающие описание рынков и технологий, а все предприятия разобьют на четыре категории, зависящие от масштаба воздействия на окружающую среду. Злостных нарушителей ждут большие штрафы, которые, по замыслу разработчиков, должны побудить их к внедрению более экологичных технологий.
Замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин (слева)
Василий Осьмаков, директор департамента стратегического развития Минпромторга, заметил, что аббревиатуру НДТ можно расшифровать и как «не самые дешевые технологии». По разным оценкам, сказал он, реализация этого проекта потребует около 10 трлн руб. Только российские металлургические компании, входящие в НП «Русская сталь»: ЕВРАЗ, «Мечел», НЛМК, «Северсталь», ТМК и др., оценили свои затраты на переход к НДТ в 1,5 млрд руб.
«Наша задача — сделать так, чтобы эти деньги не были потрачены впустую, — добавил г-н Осьмаков. — Нужен государственный механизм, который будет стимулировать рост промышленности».
Г-н Никитин согласился, что государство должно помогать промышленникам в реконструкции производств — может быть, даже деньгами.
«Но прямого стимулирования к переходу предприятий на НДТ не будет, — предупредил он. — Это норма, которой производства должны соответствовать. Возможен только набор субсидиарных инструментов для компенсации банковских ставок по кредитам».
Оппоненты из числа предпринимателей и независимых экспертов, выступавшие против, доказывали, что чиновники выхолостили идею НДТ и перевернули ее с ног на голову. Глеб Никитин записывал их предложения в протокол. Когда все устали, решили, что НДТ все равно надо внедрять. Неделю спустя глава Минпромторга РФ Денис Мантуров раскрыл первые подробности: справочники предприятий по НДТ будет составлять Росстандарт.
«В их разработке мы должны ориентироваться в первую очередь на использование возможностей и компетенций, которыми обладают наши предприятия», — заметил министр.
Автор: Михаил Старков