Уральцы по итогам февраля стали покупать еще меньше, чем в январе
Население резко сокращает объемы потребления. Сильнее всего провалились сегмент продовольственных продуктов и товаров длительного пользования, вроде автомобилей и электронной техники.
Согласно исследованию аналитиков Райффайзенбанка, в феврале усилилось падение динамики потребления продуктов питания — на 7,9% и непродовольственных товаров — на 7,7%. В исследовании отмечается, что в январе продуктов покупали на 5,5% меньше, а падение в сегменте потребления непродовольственных товаров составляло 3,5%.
«Для продовольственного сегмента визуально это максимальное снижение покупок в новейшей истории: в сентябре 2009 г. их падение достигало дна в -5,7%», — говорится в исследовании.
Аналитики также обращают внимание на падение спроса в сегменте потребления товаров длительного пользования: бытовой техники, автомобилей. Напомним, именно эти товары из-за ослабления курса рубля сильно дорожали, что в конце 2014 г. спровоцировало ажиотажный спрос на них. Так, например, в январе 2015 г. было продано на 29% меньше автомобилей, чем в прошлом году.
«Серьезный провал авторынка в начале года ожидался: те, кто хотел выгодно вложить дешевеющий рубль или заработать на продажах машин, например, в Казахстане, уже совершили покупки в декабре. В январе рынок развивался по инерции – в салонах еще были остатки былой роскоши. В феврале и марте серьезных изменений тренда ждать не стоит. Только после корректировки цен импортерами и рестарта государственных программ поддержки рынок оживится», — говорит директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.
Тогда же исполнительный директор «Римэкс Моторс» Вячеслав Анисимов прогнозировал, что падение авторынка продолжится в течение ближайшего полугода.
«Например, тот, кто планировал приобрести автомобиль, рассмотрит другие варианты, более дешевые, кто-то отложит покупку в принципе. Безусловно, объем всего рынка снизится. В меньшей степени это коснется премиальных брендов. Больше всего пострадает сегмент машин стоимостью от 1 до 1,5 млн руб., в котором очень большой выбор. Сейчас человеку придется поступиться или комплектацией, или имиджем», — говорит г-н Анисимов.
Отметим, что на структуру платежеспособного спроса во многом также повлияла политика Центрального банка, направленная на замедление темпов роста инфляции. Как писал ранее DK.RU, ЦБ 13 марта снизил ключевую ставку до 14%. Необходимость в этом возникла после того, как в декабре 2014 г. регулятор резко поднял ее с 10,5 до 17%. Это, фактически, остановило кредитование в стране. Банки были вынуждены поднять ставки по кредитам и вкладам до заградительного уровня. Поэтому сейчас вопрос фондирования остается одним из самых главных как для бизнеса, так и для обычных граждан.
Как сказал на дискуссионном клубе DK.RU и Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей президент Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев, именно банки, развивая кредитование, все предыдущие годы были локомотивом платежеспособного спроса населения:
«Многие, особенно те, кто специализируется на одном виде кредитования, сейчас получили сильные убытки. Но это цена, которую банк заплатил за развитие экономики России», — отметил г-н Соловьев.
Как отмечают аналитики Райффайзенбанка, замедление динамики потребления соответствует состоянию доходов населения и динамике кредитования. По данным исследования, в феврале падение реальных зарплат ускорилось до - 9,9% против - 8,4% месяцем ранее. Это снижение зарплат во многом обусловлено ускорением инфляции до 16,7% при том, что рост зарплат по-прежнему сохраняется на уровне 5,2%. При этом, если ухудшение ситуации в реальном секторе продолжится, роста номинальных зарплат ждать не придется.
«Если большая часть государственных индексаций не произойдет (а сейчас рассматривается и сокращение зарплат в бюджетном секторе), то чистым итогом в этом году, по нашим оценкам, станет падение реальных зарплат в среднем на 9%» — говорится в исследовании.