«Успех — для деспотов и хамов». Почему среди успешных людей так много неприятных личностей
«Неприятные люди не более умные, просто они не отказываются от идей даже под давлением негативных откликов. Жесткие люди лучше адаптируются в конкурентной среде, а деликатные остаются далеко позади».
Ученые установили, почему неприятные люди чаще других строят успешную карьеру. Причина оказалась до смешного простой, пишет «HR-portal».
Последнее исследование показывает, что неприятные личности лучше умеют отстаивать собственные идеи, даже когда они кажутся малопонятными большинству или и вовсе не совпадают с общепринятой точкой зрения.
В официальном блоге Британского психологического общества, сообщается, что ученые Сэмюэл Хантер и Лили Кушенберри специально сосредоточили все свое внимание на людях, которых сложно назвать приятными: вздорных, эгоцентричных, упорных и враждебных по отношению к окружающим.
Сначала около 200 студентов-старшекурсников прошли тесты, направленные на изучение типа личности. Также студентов попросили предоставить сведения об их среднем балле и результатах академического оценочного теста, который они сдавали при поступлении в университет. Таким образом исследователи смогли измерить их познавательную способность и оценить достижения в учёбе.
Затем каждому студенту выдали индивидуальное задание: за 10 минут нужно было предложить решение обозначенной маркетинговой проблемы. На следующем этапе исследователи поделили студентов на группы по три человека в каждой и попросили за 20 минут уже сообща разработать маркетинговый план.
Как и предполагалось, никаких проблем с «неприятностью» во время выполнения индивидуального задания не возникло. Однако, когда были организованы группы, произошло следующее: идеи студентов с тяжелым характером намного чаще использовались в конечном продукте.
На втором этапе эксперимента исследователи решили выяснить, испытывают ли неприятные люди дискомфорт, если помещать их в определенные жизненные ситуации. На этот раз испытуемыми стали почти три сотни студентов, которым было поручено придумать подарок для университета. Девушек и парней по одному рассадили за компьютеры, они должны были взаимодействовать еще с двумя людьми в онлайн-чате. Участники эксперимента не знали, что их собеседники в чате тоже работали на исследователей: им было поручено давать одобрительную или неодобрительную оценку идеям испытуемых.
После того как с подарком для университета было покончено, поступило новое задание: придумать несколько вариантов того, как будут выглядеть комнаты в общежитии будущего. И снова двумя другими собеседниками в чате были подставные люди, работающие на ученых. Только на этот раз, помимо обратной связи, им было поручено делиться со студентами и собственными идеями.
Результаты первого эксперимента подтвердились: когда студенты самостоятельно придумывали идеи, неприятный характер не давал о себе знать. Но когда их собеседники начинали делиться собственными мыслями и примеривать на себя роль критиков, испытуемые гнули свою линию.
Эксперименты доказали, что отталкивающих и деспотичных людей критика не смущает, а убеждает в собственной правоте. Механизм работает и наоборот: положительные во всех отношениях люди более восприимчивы к позитивным откликам.
Ученые отмечают, что пока не ясно, полезен ли плохой характер в долгосрочной перспективе, или потом у окружающих вырабатывается иммунитет к деспотам и их идеям. Получается, что неприятные люди не более умные или творческие, просто они не отказываются от своих идей даже под давлением негативных откликов. Правда такова: жесткие люди лучше адаптируются в конкурентной среде, а деликатные — с их постоянными уступками и вежливыми улыбками — остаются далеко позади.
Теги: личностный рост, лайфхаки