Успеть на поезд, идущий в будущее
Швейцарско-саксонский холдинг "Штарраг — Хеккерт" (с капита лом примерно 20 млн швейцарских франков) предлагает производителям паровых и газовых турбин, космической и авиационной промышленно
Швейцарско-саксонский холдинг
"Штарраг — Хеккерт" (с капита
лом примерно 20 млн швейцарских франков) предлагает производителям паровых и газовых турбин, космической и авиационной промышленности целую гамму специальных и многоцелевых станков и обрабатывающих центров. Сотрудничество ТМЗ со "Штаррагом" имеет уже 20-летнюю историю — это ведущее в мире предприятие по изготовлению металлообрабатывающего оборудования для производства турбинных лопаток. Фирма работает "под ключ", занимаясь всей цепочкой "станок — программный продукт — технология — инструмент — измерения".
Практически так же работает на другом сегменте станочного рынка "бизнес-комплекс СИЗ — Пумори", который объединяет в различных организационных формах действующий с 1941 г. Свердловский инструментальный завод (производитель режущего инструмента) и группу компаний "Пумори", 10 лет активно работающих в сфере внедрения новейших технологий в машиностроении. Фирма поставляет металлообрабатывающее оборудование, станки (как западного, так и российского происхождения), оснастку и инструмент высшего качества собственного производства. Как дистрибутор одной из крупнейших станкостроительных корпораций — японской "Окумы" — предлагает российским заказчикам комплексные технологические решения, разрабатывая и оснащая полностью автоматизированные производства на базе ее обрабатывающих центров.
На два момента хотелось бы обратить внимание. Пер-
вый. На уральский рынок возвращаются крупные
иностранные фирмы-производители. Второй. И станки фирмы "Штарраг-Хеккерт", и оборудование "Окумы" достаточно дорого (примерная стоимость обрабатывающего центра $ 1,5 млн), а, как известно, у большинства наших заводов сегодня очень мало денег: несмотря на все очевидные положительные сдвиги, в 1999 г. 44% уральских предприятий остались убыточными. Однако все понимают, что нашему машиностроению срочно нужны новейшие технологии. Примерно с 80-х годов в мире действовал запрет на ввоз новейших технологий в СССР, а 10 последних лет мы теряли научные и конструкторские кадры. Сегодня около 70% оборудования отечественного машиностроения изношены физически и морально, потребности в современном качественном инструменте удовлетворяются на 3-5%, а конкурентные позиции предприятий ослаблены отсталыми технологиями. Если в советское время примерно 20% станочного парка имело срок службы менее 5 лет, то сегодня лишь 5%. До сих пор наша конкурентоспособность поддерживалась по большей части низким уровнем оплаты труда, но именно это и является ограничивающим фактором расширения внутреннего рынка. Если мы хотим действительно интегрироваться в мировую экономику, мы должны по крайней мере освоить западные новейшие технологии, приобрести соответствующие станки и оборудование. Тем более, что во многом развитие этих западных технологий подпитывалось именно советскими патентами, и потому их легко адаптировать к местному производству. Для успеха на рынке требуется переход на более современный технологический уровень, то, что называется "compression time technologi", ускоренную подготовку производства, высокие скорости обработки.
И пора уходить от натурального хозяйства (что особенно характерно для сегодняшнего инструментального рынка), когда каждое предприятие имеет у себя все технологические переделы. Специализация и кооперация будут выглядеть значительно предпочтительнее. Современные технологии основываются на компьютерном проектировании и методе быстрого прототипирования, которое плавно переходит в единичное или мелкосерийное производство. Пока у нас такие технологии единичны: на Уралвагонзаводе, Ижевском машиностроительном заводе.
На презентацию и конференцию собрались предста-
вители большинства машиностроительных заводов
Урала, особенно оборонных предприятий. Многие из них готовы к тому, чтобы, даже испытывая большие трудности с деньгами, изыскивать возможности и финансовые схемы (в т.ч. лизинг — подробнее см. стр. 12-13) внедрения новых технологий. Так, Турбомоторный завод разработал техническое задание для фирмы "Штарраг" на обрабатывающий центр для изготовления лопаток турбин (один такой центр уже установлен фирмой на С.-Петербургском заводе турбинных лопаток) и получил уже коммерческое предложение. Сегодня идут переговоры с президентом фирмы "Штарраг" об организации на базе завода демонстрационного центра.
За создание Уральского регионального центра быстрой подготовки производства "Технопарк-2000" выступили и участники конференции на СИЗе. Такой технопарк должен демонстрировать возможности новейших технологий, самые современные и эффективные подходы к созданию и изготовлению образцов нового оборудования и приборов быстрой подготовки производства, работу прогрессивного оборудования, инструмента как мировых, так и отечественных производителей, оказывать помощь в их приобретении.
Вероятно, сегодня еще рано говорить о том, что наши
машиностроители способны быстро решить вопрос обновления станочного парка и
выхода на современный технологический уровень. Но "лед тронулся". Все понимают,
что необходимо брать какие-то точечные решения, через них выходить на новейшие
технологии. Нам трудно догонять, но другого пути у нас нет.