Установка на независимость
Павел Медведев, генеральный директор и совладелец компании «Звезда», ушел из крупного строительного холдинга, где руководил отделом маркетинга, и создал собственный бизнес — исключительно в поисках
досье
Павел Медведев
Родился 17 мая 1976 г.
Образование: 1998 г. — окончил Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ) по специальности «мировая экономика»;
2001 г. — защитил кандидатскую диссертацию в Институте экономики УрО РАН.
Карьера: 1998-2001 гг. — Институт экономики УрО РАН, аспирант;
2001-2002 гг. — компания «Шарташ», специалист по маркетингу;
2002-2003 гг. — «УралИнвестЭнерго», начальник отдела маркетинга;
2003-2004 гг. — «NOVA-Групп», директор по маркетингу;
с 2004 г. — директор компании «Звезда».
Семья: гражданский брак.
Хобби: боевые искусства, пейнтбол, экстремальный туризм, книги.
Автор книги «Организация службы маркетинга с нуля».
Владеет английским, немецким, турецким и словенским языками.
В кабинет прорвался начальник производства. Говорит, что из-за ошибки в проекте под угрозой сроки монтажа. Чья ошибка? Оказывается, моя. Хорошо, ответ на вопрос «Кто виноват?» понятен.
Стихийно начинается совещание с начальником производства и ведущим инженером на тему «Что делать?». Я совершаю мелкие проколы уже не первый раз — обычно это происходит при организации работы по оплаченному проекту. Недавно забыл заказать в снабжении кабель — это выяснилось в последний момент, когда монтажники уже собирались на объект. Выкрутились за счет четкой работы отдела закупок, клиент ничего не заметил. На другом объекте забыл вставить в проект нужный контроллер — пришлось докупать за свой счет, монтажники лишний раз на объект съездили. Требовать дополнительную оплату постфактум — непрофессионально. Благодаря такому подходу мы выбили конкурентов с некоторых важных объектов.
Но что же делать с подобными ошибками? У нас во время совещания принцип — не искать виноватых, не «пилить опилки», а придумать системное решение, чтобы промахи не повторялись впредь.
Условия: директор стал узким местом при решении технических задач. Замыкание многих проектов на одном человеке ведет к росту числа ошибок и потере мобильности.
Вопрос: как с минимальными затратами снять лишние обязанности с руководителя?
Звонит один из крупных клиентов. Ему на объекте нужно выполнить ряд доделок и сервисных работ. Вообще, такие заказы достаточно выгодны. Если документация заархивирована правильно, долго разбираться не придется. Заказчик почти всегда стремится развивать охраняемый объект. И обращается, как правило, к тем, с кем начинал работать, если в прошлый раз его все устроило.
Но этот клиент особый, сложный. Он хочет все работы быстро и практически задаром. У меня есть согласованный график производства, из которого я не могу выдергивать людей. И не могу снижать цену ниже определенного уровня, но даже он кажется клиенту дорогим. Он исторически привык платить нам мало: когда-то для нас сотрудничество с ним было настолько важным, что мы работали практически в ноль.
Непростой случай. Но придется стоять на своем. Помимо зарплаты монтажникам, мне надо инвестировать средства в производственное и измерительное оборудование, арендовать офис, платить зарплату бухгалтерам и инженерам, оставлять прибыль на развитие. Техника не стоит на месте, поэтому без обучения сотрудников, поездок на выставки я не смогу завтра предоставить тому же клиенту оптимальное решение.
Надо что-то решать с кадрами! Изначально мы рассчитывали на то, что за месяц-полтора агентство найдет нам продавца со своей клиентской базой, стажем работы и навыками проектирования. Первый опыт оказался неудачным — в сентябре заключил договор с кадровым агентством № 1 со смешной стоимостью подбора. Через три недели директор агентства предложил повысить стоимость подбора вдвое, потому что работа оказалась сложнее, чем они изначально думали. Я был согласен со сложностью работы, но дальше с агентством № 1 работать не стал: такое повышение цены с их стороны — признак непрофессионализма.
В ноябре обратился в агентство №2 — стоимость работы еще возросла. За три месяца в моем кабинете появился один приличный кандидат-коммерсант, да и тот отказался. Снизили требования. Появился еще один приличный кандидат — снова отказ.
Одновременно я отсмотрел больше десятка резюме продавцов, которые не хотели продавать, проектировщиков, которые не умели проектировать, и тех, которые обещали прийти на встречу, а затем пропадали.
Условия: кадровый рынок перегрет, и компании даже предлагают оплату труда выше средней на рынке. Традиционные методы поиска персонала не помогают.
Решение: развивать корпоративное обучение.
Будем считать аксиомой невозможность найти в разумные сроки нужного нам человека. Принимаю решение — переориентировать фирму на выращивание своих сотрудников. Начинаю прикидывать, что для этого требуется. Во-первых, найти человека с навыками продаж и техническим складом ума, пусть он сейчас хоть грузчиком работает — неважно. Во-вторых, подготовить внутреннюю систему обучения. Так-так Технические вопросы сможет изложить ведущий инженер. Тактику продажи и психологию общения я беру на себя. Лучше, если все это будет сделано письменно в виде «Корпоративной книги продаж» — тогда обучение не будет занимать много времени.
Вот я и дома. Дверь открывает любимая девушка в красивом платье, на высоких каблуках, рядом с ней черный кот... С кухни пахнет вкусным ужином. Сейчас я устал после работы и спорта, нам предстоит обычный тихий семейный вечер...