«Уважение к старшим как норма и требование — это дикий бред, если чуть-чуть подумать»
«Мы с вами не сыр и не вино, с возрастом лучше не становимся, тот, кто в 35 был тупым мерзавцем, в 75 будет еще более тупым и еще более мерзавцем». Энциклопедия фейков от Евгения Енина на DK.RU.
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:
— Мы живем в выдуманном мире, в выдуманной стране с выдуманным прошлым. Как вы думаете, глупые фантазии — это прочная основа для процветания в будущем? Мы боремся с тем, чего нет, ради того, что никогда не существовало. Мы воюем с выдуманными врагами, не замечая настоящих противников, стоящих за спиной. Мы вкладываем огромные деньги в то, ради чего и копейки не стоит тратить, и экономим на том, что может принести миллиарды.
Давайте прочистим себе мозги! Не у всех это получится, но снижение общего уровня дебилизма хоть на пару процентов — уже благое дело.
Тут у нас в Первоуральске отец погонялся по двору с ремнем за визжащим от страха сыном, чем в век смартфонов и прославился на всю страну. Как оказалось, публичная порка была исполнена глубокого смысла и мощного воспитательного эффекта. И вообще, это была прививка, ремнем по жопе заботливый отец прививал уважение к старшим: «Я не хочу, чтобы мой ребенок стал наркоманом или алкоголиком. У нас с Давидом большие планы, — говорит отец. — Но воспитывать надо. Мы все — дети СССР, там было уважение к старшим. Мы стараемся и сейчас это привить». (Российская газета).
«Уважение к старшим» — это заклинание, входящее в полевой набор патриота-скрепника, вместе с «патриотизмом» и «традиционными» или «семейными ценностями».
С патриотизмом мы уже разбирались: если напрячься и представить, что любовь к Родине, то есть чувство, эмоцию, можно каким-то образом воспитать, эта любовь не дает обществу никакой пользы. Даже если не путать любовь к Родине с любовью к начальству или ненавистью к пиндосам, все равно никакой пользы: в гражданской войне с обеих сторон воюют патриоты, а уж как любят Родину жулики и взяточники, так это просто не передать. Так что от российского патриотизма в традиционном военно-патриотическом изводе польза только военкоматам и избиркомам: по сути, наше патриотическое воспитание сводится к голосованию за Путина и самодоставке граждан к местам призыва по первому требованию.
О традиционных ценностях я еще раз скажу: если кто-то с серьезной мордой о них говорит, он или искренне не подумал, или не менее искренне дурак. Потому что не существует никаких традиционных ценностей по раз и навсегда утвержденному списку, они для разных стран, времен и общественных слоев разные.
А то, что у нас выдают за традиционные ценности, это набор фантазий о счастливой пейзанской жизни, базирующийся на фильме «Кубанские казаки».
Традиционные семейные ценности это вообще от антисанитарии необразованности. Когда какой-нибудь «Совет отцов» топит за традиционную семью, он топит за нуклеарную семью, которая совершенный новодел и появилась только в начале 20 века, а традиционная семья, это семья многопоколенческая, когда три поколения в одной тесной избе, и это называется род. И в котором ни одному из нас оказаться не захочется, поверьте. А что «отцы» об этом не знают, так я на раздаче мозгов не стоял, ничем им помочь не могу.
Вот в этом же самом ряду и «уважение к старшим». По сути, это условный социальный рефлекс, вбиваемый в наши головы примерно как «долг перед Родиной». Разбуди ночью:
— Ты Родине должен?
— Да! Должен!
А если днем и подумать, то кто кому должен и сколько, это можно и пообсуждать.
Старших нужно уважать, старших нужно слушаться?
Ну, до определенного возраста, да.
Последняя максима — про «слушаться» — это вообще эволюционное преимущество. Когда малолетние доисторические мерзавцы слышали гр-гр-гр, что в переводе означало «немедленно убегайте и прячьтесь», те, кто убегал, выживали, а те, кто начинал размышлять: стоит ли во времена просвещенного неолита так уж безусловно выполнять требования ветхих двадцатилетних стариков, выпиливались из эволюции саблезубыми тиграми.
Так что воспринимать тех, кто старше, как авторитетный источник, слушать, прислушиваться, выполнять и воплощать ими сказанное, это у нас генетическое.
Одна проблема: сейчас это работает скорее против нас. По одной причине: мир меняется слишком быстро. Старшее поколение не успевает осваивать новые технологии, боится смартфонов и хочет, чтобы пенсии разносил почтальон, потому что не доверяет банковским картам. Но это все ерунда: все мы ленивы мозгом, к старости все больше, и ленимся, пока есть такая возможность, до первого грома или клюющегося жареного петуха. И когда гром гремит, учимся, осваиваем и постигаем, если не совсем идиоты.
Настоящая проблема в том, что «старшие» транслируют устаревшие социальные нормы, практики и ценности.
Какой была правильная стратегия успеха еще 20 лет назад? Образование в виде запоминания как можно большего количества информации, вертикальный карьерный рост в выбранной специальности, пенсия, рыбалка, дача. И у нас все под это заточено, тогда как век уже 21, и надо не запоминать, а уметь думать и постоянно учиться, постоянно меняться, строить горизонтальные карьеры, менять сферы деятельности.
Даже то, что мы все страной пытаемся стать владельцами квартир, переплачивая за них по ипотеке в несколько раз, вместо того, чтобы развивать рынок аренды, то есть свободы и мобильности, это привет от «уважаемого» старшего поколения.
«Слушаться старших» в социальной практике превращается в «не размышлять и голосовать, как скажут». Но подростковое отрицание авторитетов — это тоже эволюционный механизм, предохранительный клапан. Если все время следовать традициям, мы передохнем от того, что не меняемся вместе с миром, и то, что было только что полезно, через какие-то 10.000 лет начинает работать против нас. Однажды кто-то должен сказать, что только тупые старые пердуны убегают от саблезубых тигров, а прогрессивные хипстеры в подвернутых экологичных шкурах селятся в пещерах и работают над приручением огня. Другое дело, в наше время кардинальные перемены случаются не раз в 10.000 лет, а раз в 10 лет, а то и чаще.
А «уважение к старшим» как норма и требование — это вообще дикий бред, если чуть-чуть подумать. С чего вдруг надо уважать человека не за его заслуги, не за то, что он такой хороший, а только за то, что он сумел дожить до… Вот, кстати, до какого возраста? 40-летние сейчас — это вообще молодежь, юноши и девушки, даже просто взрослыми себя не чувствуют. 55 (Ж) и 60 (М) как привычный порог пенсионного возраста? Но в наш век томографов и роботизированных клистиров дожить до пенсии (по крайней мере, дореформенной) — это никак не достижение. Причем, давайте это признаем, мы с вами не сыр и не вино, с возрастом лучше не становимся, тот, кто в 35 был тупым мерзавцем, в 75 будет еще более тупым и еще более мерзавцем, в силу неизбежных возрастных изменений.
Так что я не готов выразить уважение человеку только за то, что он старик, хромает, глаза у него тусклые, и накопления в 91-м сгорели. Давайте убедимся, что он не пожилой ублюдок, и потом уже начнем уважать. Если найдется за что.
Только чтобы обойтись без ненужного хайпа, не будем путать уважение и заботу. Заботиться о людях, которым живется труднее, чем в среднем по популяции, разумеется, нужно: платить пенсии, пособия и уступать место детям и старикам, потому что им стоять трудно. Это не обсуждается: да, уступать и все такое, без выяснения подробностей биографии.
Но когда вы услышите или прочитаете, что нам «нужно воспитывать уважение к старшим», просто понимайте, что это вот «воспитание» — это способ, которым некоторые старшие пытаются добиться безоговорочного и превентивного уважения, которого они абсолютно не заслужили. Хотя лучше бы им заботиться не об уважении, а о том, чтобы в рожи не плевали.
Предыдущие выпуски «Энциклопедии фейков»:
«Можно ли любить Родину фрагментами? Грудь нравится, задница не очень, ноги — вау!»
«Если человек много читает, он духовный? А если читает тупую хрень? А если «Mein Kampf»?»
«Мы всю дорогу выполняли положенные обряды, но блюдце с молоком за печку домовому ставили»