«В Азии скажут: если ты не можешь элементарно сделать подарок, как с тобой вести бизнес?»
В Европе ненужные подарки сдают обратно в магазин, в России — передаривают друг-другу. На Востоке к ним относятся трепетно, поэтому выбирать презенты бизнес-партнерам из Азии нужно внимательно.
Экономика страны взяла курс «на восток», и все чаще российским бизнесменам приходится налаживать отношения с коллегами из Китая, Японии, Сингапура. Для восточных предпринимателей важны не только подписанные контракты и нули в суммах прибыли, но и душевные отношения с деловыми партнерами, уверяет основатель Ювелирного дома MOISEIKIN Виктор Моисейкин. «Важной составляющей этого являются подарки: в Азии гость без подарка не уходит и не приходит. Поэтому, если вы хотите успешно вести бизнес с восточными партнерами, научитесь делать подарки — продуманные и личные. Календарь с логотипом вашей компании или дорогая безвкусная безделушка ничего, кроме недоумения, не вызовут», — уверен он.
Существует ли мода на корпоративные подарки? Изменилось ли как-то за последние годы отношение к бизнес-презентам?
— Безусловно. В 90-е подарки делались по принципу «дорого-богато». У дарителя была задача показать, что он может выкинуть огромную сумму за никому не нужный подарок, а у принимающего включался счетчик: а сколько денег он готов потратить на меня. Сейчас очень дорогие непродуманные подарки вызывают только недоумение. «Зачем мне ручка за три тысячи долларов? Что ты хочешь мне этим показать?». Люди начали понимать, что подарок — это часть культуры, и с его помощью ты демонстрируешь уровень этой самой культуры. Во многом на формирование такого отношения повлияли изменения в экономической и политической жизни в нашей стране.
Вы имеете в виду кризис, из-за которого предприниматели начали сокращать расходы?
— Не только его, хотя деньги в последние годы действительно считают более вдумчиво. Дело в том, что сейчас внутренний рынок страны не слишком развит, и все больше успешных российских компаний выходят на экспорт и сталкиваются с необходимостью налаживания контактов не только с западными партнерами, в культуре которых нет практики дарения подарков, но и с восточным бизнесом. А на Востоке подарки — это значимая часть жизни и, соответственно, бизнеса, и без вдумчивого отношения к ним там успеха достичь сложно.
Почему?
— Для них подарок — это показатель твоей культуры, часть мира, который ты им даришь. Неумение подобрать презент вызывает закономерные вопросы: если ты не в состоянии справиться с таким элементарным делом, как выбор подарка, то как с тобой выстраивать бизнес-процессы? Ведь это же куда сложнее!
И по каким правилам нужно выбирать подарок придирчивым восточным партнерам?
— Во-первых, подарок должен быть со смыслом. Во-вторых, желательно, чтобы он имел практическое применение. Японцы, а вслед за ними и весь азиатский мир, который сейчас копирует японскую культуру и отношение к жизни, очень расстраиваются, если подарком нельзя пользоваться. И в идеале он должен быть понятен, встроен в их культуру, но с нашим национальным колоритом.
Например?
— Недавно к нам обратилась компания. Они занимаются криптовалютой, открыли офис в Японии, и им надо было что-то подарить иностранным коллегам на встрече в министерстве финансов Японии. Матрешку? Как-то слишком лубочно. Да и изготавливается большинство таких сувениров не у нас, а в Китае. Ломоносовский фарфор? Для японцев, у которых история изготовления фарфора насчитывает не одну сотню лет, такой подарок будет проходить по классу чашки из буфета. Мы приготовили для них чайный набор: пакетик иван-чая, варенье из шишек и серебряный совочек для чая, украшенный ящеркой. Дело в том, что в Японии и Китае чай как дорогое блюдо подают на специальном совочке, и гости сами его заваривают. При выборе подарка соблюдались все три условия. У него есть практическое применение и смысл: ящерка — хороший символ для Японии и олицетворение бажовского Урала. Кроме того, он вписывается в их культуру (а это означает, что мы не поленились ее изучить), но сделан с учетом наших национальных особенностей: где еще японские коллеги попробуют иван-чай? Такой подарок показывает, что мы подумали о них, потратили усилия и время и готовы с таким же вниманием относиться к совместному бизнесу. Этот японец потом соберет всю семью и соседей на чайную церемонию, покажет наш подарок, и даже через пять лет будет ее вспоминать. На Востоке ценят такие моменты.
Почему не сложилась традиция дарения корпоративных подарков у европейского бизнеса? Перед рождеством Европу и Америку охватывает настоящая предпраздничная лихорадка, казалось бы, это должно отразиться и на бизнесе.
— Да, на Западе все поздравляют друг друга с Рождеством и обмениваются подарками. Но, во- первых, они четко разделяют сферы своей жизни на «личную» и «деловую», а во-вторых, подарки у них — как американская улыбка или «how are you?». Однажды я встречался в Лондоне с представителями одной крупной компании, которая работает в Harrods и других крупных универмагах. Разговорились о подарках, и наши собеседники показали нам окошко, к которому после Рождества выстраивается длинная очередь желающих сдать ненужные подарки и получить взамен деньги. В России до такого пока не дошло, у нас разве что передаривают друг другу ручки и бутылки: я пару раз получал такие «подарки». В Азии такое представить сложно.
Представители западного мира считают: мы же делаем совместное дело, что ж вам еще надо? Правда, всякий раз общаясь с европейскими партнерами, я предупреждаю, что я —дикий азиат и дарю им подарки. Они их не ждут, но радуются как дети! Не надо доводить европейскую утилитарность до крайности. Если следовать такой логике, с бизнес-партнером можно и не здороваться: подписал контракт и обменивайся сообщениями исключительно по делу. Только как долго продлится такое сотрудничество?
Ваши клиенты заказывают индивидуальные корпоративные подарки или вы выпускаете готовые серии бизнес-сувениров?
— Как правило, заказывают. Причем, уже не в последний момент – «надо было вчера», а за полгода, за год до праздника. Серьезно выросли и требования к подаркам, это очень радует. Кроме того, мы каждый год выпускаем ограниченный тираж сувениров – фигурки животных-символов года из серебра и бронзы. В этом году у нас серия собак, которые будут доступны нашим постоянным клиентам или по подарочным сертификатам. До магазинов, как правило, они не доходят.
Сувениры многими воспринимаются как раз как формальный подарок. Не противоречат ли они концепции «душевного отношения» с бизнес-партнерами?
— Нет. Это красивая вещь, дополнительную ценность которой добавляет то, что коллекции лимитированы. Мы выпускаем сто фигурок — и все, больше никогда не повторяемся. Недавно проходил аукцион, на котором сувенирные серебряные зайчики от Фаберже продавались дороже, чем ювелирные изделия — от 5 до 8 тыс. евро, так что такие редкие сувениры действительно ценятся.
Кроме того, даже сувениры могут иметь глубокий смысл. Мы уже несколько лет делаем для нашего постоянного заказчика фигурки символов года, связанные с жизнью его семьи и друзей. Для каждой фигурки он выбирает тему, которая в будущем году будет важна адресату подарка. Например, если женщине предстоит пополнение в семействе — фигурку обезьянки с детской колясочкой (в год обезьяны). В этом году ребенок идет в школу — ему достанется фигурка собаки за пюпитром с открытой книгой. В результате история всей семьи выстраивается такими вот драгоценными миниатюрами. Их ценность измеряется не материалам и даже не стоимостью работы. Именно таким должен быть по-настоящему продуманный подарок, который хранит историю и станет фамильной ценностью.