В центре города негде купить еду
Торговые сети недовольны объектами,которые предлагают им девелоперы. По словам ритейлеров, застройщики не учитывают требований розницы к торговым площадям.
Екатеринбургу не хватает продовольственных торговых площадей. По словам Натальи Фирстовой, заместителя председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, на сегодняшний день количество торговых площадей, занятых продовольственной торговлей, в городе составляет 258 кв.м. на тысячу жителей, тогда как по нормативам этот показатель должен составлять 270 кв.м. А работающие продуктовые магазины распределены по городу неравномерно. Меньше всего их в центре города. «Продовольственных площадей не хватает, в частности на ул. Ленина, недостаточно их и в Кировском, и в Октябрьском районах, однако здесь необходимо говорить не об административном делении, а о конкретных территориях», – отметила Наталья Фирстова.
Одним из решений проблемы в администрации города видят более тесное взаимодействие с застройщиками: «По каждому новому жилому комплексу мы ведем отдельную работу, собираем информацию, что там планируется – продовольственный и непродовольственный ритейл, общественное питание, услуги. И когда к нам приходят сетевые операторы, которые желают развиваться, мы предоставляем им эту информацию, чтобы они планировали свое развитие», – рассказала Наталья Фирстова.
С ней согласен директор агентства коммерческой недвижимости «Атомстройкомплекс» Сергей Кравчук: «С точки зрения инфраструктуры мы понимаем, что наличие продуктового магазина зачастую просто обязательно и практически всегда закладываем площади под продуктовый ритейл, особенно в больших комплексах», – уверяет он. – Мы стараемся заранее проектировать такие помещения, ведем переговоры с операторами и видим, что спрос со стороны бизнеса есть. Другой вопрос, что объектов в центре на сегодняшний день строятся единицы».
Рассуждая о неравномерности распределения продуктового ритейла на карте Екатеринбурга, господин Кравчук называет и другую проблему – высокие арендные ставки и цены продажи на торговые помещения в центре города. По его словам, экономика продуктовых магазинов зачастую не «тянет» недвижимость в центре.
В целом же, по словам г-на Кравчука сегодня активны практически все продуктовые сети Екатеринбурга – «Кировский», «Звездный», «Елисей», «Пикник». «Федеральные сети, такие как «Монетка», «Пятерочка», «Магнит» – готовы смотреть любые точки. Они достаточно быстро принимают решения, при этом магазины берут как в аренду, так и готовы приобретать помещения в собственность», – говорит он. Однако еще одна проблема, препятствующая развитию продритейла, заключается в том, что сети сталкиваются с нехваткой подходящих площадей. «У ритейлеров колоссальная проблема в помещениях, которые бы им подходили для бизнеса. Минимальный формат продуктового магазина – от 350 кв.м. И, кроме того, есть ряд требований – должна быть загрузка, мощности, более-менее свободный торговый зал. Огромное количество помещений попросту отсекается из-за несоответствия нормам», – говорит Кравчук.
Такое же мнение у Марины Лачихиной, генерального директора сети супермаркетов «Елисей»: «Найти подходящее помещение для розничной торговли в Екатеринбурге крайне сложно. Причина в том, что строители не учитывают наших потребностей и даже самых простых требований, таких как прямоугольная форма помещения. Недавно мы открывали магазин на ул. Шейнкмана, там полукруглая планировка, было очень сложно. Кое-как «отвоевали» 330 кв.м, взяв в аренду дополнительные помещения в подвале. Иначе достойного магазина не получилось бы».
По ее словам, сегодня в Екатеринбурге единицы застройщиков прислушиваются к потребностям ритейла и заранее ведут работы с торговыми сетями. В остальных случаях приходится приспосабливаться к существующим условиям: «Мы – магазин у дома и нам нужно быть ближе к покупателям, поэтому приходится брать то, что строят и адаптировать, перестраивать, доделывать», – говорит госпожа Лачихина.
Ритейлеры сегмента «средний плюс» предпочитают магазины в центре города, особенно в новых домах, где формируется дополнительный трафик. «К примеру, на ул. Шейнкмана мы «встали» совершенно намеренно, так как в центре очень плохо с продуктовыми магазинами, а жителям центра, в свою очередь, нужен именно качественный продуктовый ритейл», – говорит Марина Лачихина. Она также отмечает, что экономика в центре складывается нормально при наличии достаточного трафика и хорошем среднем чеке. Однако в центре есть другие проблемы – например, с парковками. «Во-первых, места крайне мало, во-вторых, зачастую жители используют парковки перед магазинами для своих нужд, что затрудняет подъезд покупателям. Но поскольку земля находится в муниципальной собственности, мы ничего не можем с этим сделать », – добавляет она.
Чтобы избегать лишних сложностей, застройщикам нужно чаще консультироваться с ритейлерами, считают эксперты. По их мнению, проблему нужно решать и за счет помещений, находящихся в собственности муниципалитета. «У города есть подходящие объекты в центре, которые сдаются в аренду, думаю, что с мэрией можно договорится о приемлемой для «продуктовиков» арендной ставке» – резюмирует Кравчук.