В Екатеринбурге активизировались сомнительные инвесткомпании. Как не потерять свои деньги
«Они настойчиво заявляют о себе. У внушаемой части целевой аудитории возникает ощущение успешности и профессионализма таких компаний». Как не стать жертвой
Профучастники финансового рынка Урала обеспокоены появлением в регионе мошеннических инвесткомпаний, рассказал DK.RU директор уральского филиала НАУФОР Радик Ахметшин. Проблема усугубляется тем, что такие организации тщательно маскируются под порядочных игроков: снимают респектабельный офис, рассказывают о финансовой грамотности, проводят обучающие семинары. Причем выступить на них приглашают известных спикеров, которые зачастую толком не разобрались, что представляет собой организация, говорит Ахметшин.
На лекциях такие спикеры — среди которых были даже профучастники — рассказывают слушателям о нормальных для финансового рынка явлениях: акциях, облигациях, депозитах, индивидуальных инвестсчетах. Но после семинаров со слушателями начинают работать менеджеры компании, которые предлагают более интересные инструменты с более высокой доходностью. И люди, которые только что были на выступлении профучастника рынка, нередко соглашаются на предложение, не вникая в детали, отмечает директор уральского филиала НАУФОР.
«Такие организации работают следующим образом: открываются, собирают деньги, и когда наступает момент выплат, людей просят подождать под разными предлогами несколько недель. А в самый ответственный момент они сворачивают работу», — говорит г-н Ахметшин.
Как правило, подобные компании зарегистрированы на офшорах, например, на Каймановых островах, и судиться с ними в случае каких-либо проблем крайне затруднительно.
Как избежать вложения средств в недобросовестные компании, и какие признаки и характеристики должны насторожить потенциальных клиентов? Генеральный директор ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер перечисляет несколько пунктов:
- Банально, но отсутствие лицензии и аттестатов специалистов;
- «Мутная» история компании, никогда не говорится прямо, когда создана, чем занимается, какие результаты. Притом что современный сайт даже скромного ООО отвечает на набор подобных стандартных джентльменских вопросов.
- «Мутная» роль самой компании: учебный центр? Брокер? Управляющая компания? Трансферт-агент?
- Уклончивые ответы на вопросы о механизме принятия инвестиционных решений и их реализации, сводятся к «консультантам», которые с ними «на связи»;
- Нежелание предоставить документы (договоры, регламенты и пр.), которые регулируют взаимоотношения клиента с компанией и взаимоотношения компании с другими контрагентами инвестиционного процесса;
- Нежелание обсуждать форс-мажорные или как минимум негативные сценарии развития событий — какая и у кого будет ответственность. А ведь регулирующие документы создают именно для этих случаев;
- Максимальный упор в личном общении с клиентом на «реальной высокой доходности». При этом риски «минимизированы, захеджированы, локализованы» и т.д.
- Зачастую предлагается осуществить валютный перевод в оффшорную юрисдикцию. К этому времени клиент достаточно «грамотен», чтобы понять доверительный тон «коллег-профессионалов»: «…ну это же для снижения налогов и повышения доходности…». Механизм вывода денег «обратно» непонятен, и, скорее всего, невозможен.
Важно, что компания активно и настойчиво заявляет о себе в информационном поле. За счет этого у внушаемой части целевой аудитории формируется эмоциональное ощущение об исключительности, успешности и профессионализме такой компании, резюмирует г-н Мецгер.
Интересно, что Центробанк планирует обязать банки предупреждать клиентов о рискованности вложений. Речь идет об инвестировании в дополнительные финансовые инструменты, которые предлагаются при оформлении вклада, пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу регулятора. Пока предлагается информировать клиентов, что в АСВ застрахованы остатки на счетах на сумму не более 1,4 млн руб. на одного вкладчика; о том, что вложения не застрахованы в АСВ, и о том, что услугу оказывает не банк, а сторонняя организация. Такие меры призваны предотвратить убытки физлиц, к которым они не были готовы.