В Екатеринбурге истребят объекты нестационарной торговли
Администрация города собирается упорядочить уличную торговлю и избавиться от лишних киосков. Остановится и строительство торговых центров: от планов по возведению 20 ТЦ к 2020 г. решено отказаться.
Стратегический план по сокращению нестационарных объектов торговли с центральной части города начала претворять в жизнь мэрия. По словам замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимира Боликова, для начала с улиц исчезнут киоски «Фрукты и овощи», трейлеры и павильоны продажи продуктов питания. Временно сохранятся фирменные объекты по продаже мороженого, цветов, периодической печати.
«В Екатеринбурге достаточно качественных торговых площадей, стационарных объектов, в которых можно качественно предложить, преподнести и получить товар или услугу жителю города либо его гостю, — поясняет г-н Боликов. — Поэтому по многим адресам целесообразность таких нестационарных объектов, если сравнивать с 1990-ми гг., конечно, потерялась».
Бороться предполагается в первую очередь с теми объектами, которые установлены на улицах города без необходимых разрешений. Впрочем, в мэрии не рассчитывают решить проблему только за 2014 г. На смену киоскам должны прийти объекты стрит-ритейла — магазины на первых этажах зданий. Сейчас методику их классификации разрабатывает Российский союз торговых центров. Администрация Екатеринбурга рассчитывает применить ее уже в 2014 г.
Анатолий Павлов, владелец ГК «Частная пекарня «На Вишневой», считает, что убирать ларьки с улиц административными методами не следует, даже если они занимают свое место незаконно.
«Торговля должна быть всякая, в разных форматах и масштабах, — говорит он. — А ларьки крайне выгодны производителю, так как их владельцы не берут никаких бонусов и максимальная отсрочка платежа составляет всего пять дней. Тогда как в торговых сетях бонусы достигают 20% (по закону допускается 10%), а отсрочка — до 40 дней (по кондитерской и хлебобулочной продукции).
Второй момент — сложности приемки продуктов в сетях, где машины с товаром часами простаивают, и производитель несет бешеные транспортные расходы. Наконец, в ларьках — всегда самая свежая продукция — буквально из печки. Убирая эти торговые точки, город лишает жителей возможности покупать товар в шаговой доступности от дома и по низкой цене».
По словам г-на Павлова, ларьки едва сводят концы с концами, и если их начнут убирать, то собственники бизнеса останутся без дела, а их работники — без средств к существованию.
«Плохо, когда ларьки разнокалиберные, — добавляет он. — Но мне кажется, что администрации нужно просто выделить специальные места, организовать мини-рынки и дать шанс мелкой торговле».
20 новых ТЦ к 2020 г. не будет
В 2013 г. рост потребительского рынка Екатеринбурга несколько замедлился, по предварительным оценкам, его объем достиг 683 млрд руб. Теперь мэрия стремится наращивать не количество, а качество предприятий торговли и бытового обслуживания. Так, решено отказаться от планов по строительству 20 новых торговых центров к 2020 г.
Впрочем, в ближайшее время в городе может появиться еще два сельскохозяйственных рынка. Напомним, сейчас формально таковым считается только «Шарташский», остальные объекты не подходят по соотношению площадей, занятых продовольственными и непродовольственными товарами. Сейчас горадминистрация рассматривает две перспективных площадки для размещения рынков, в будущем их число планируется довести до пяти.
Авторы: Ая Шафран, Михаил Старков