«Про Египет уже и не говорим — там все глухо». На что делают ставки туроператоры сегодня
«Что такое all inclusive, в Китае вообще не знают». Эльбрус Гарибов (ANEX Tour) — о новых направлениях, отчаянных уральских туристах и перспективах отдыха в Египте.
Власти, в частности, МИД, часто выступают с какими-то заявлениями о разных странах: например, недавно была информация о Черногории, что там «антироссийская истерия». По вашим наблюдениям, отражаются ли такие сводки на спросе?
— Туров из Екатеринбурга в Черногорию у нас пока, к сожалению, нет. Но по другим направлениям могу сказать, что, конечно, когда по телевизору или еще где-то появляются такие сообщения, само собой, туристы на это реагируют. Но речь идет о небольшом проценте, потому что все равно погоду при выборе тура делает цена. И, кстати, есть различие между большими городами и маленькими. В больших городах на такие сообщения смотрят, как мне кажется, сквозь пальцы. А в маленьких, мы замечаем по продажам, это действует достаточно сильно.
Екатеринбург по вашей шкале относится к большим или маленьким городам?
— Екатеринбург — это мегаполис, и у нас после Москвы он имеет самый большой объем продаж.
К слову, недавно информация была по Тунису: сообщали, что там опасно. Это отразилось на продажах?
— Нет, нисколько не отразилось.
Это потому что у нас люди такие отчаянные? Например, когда закрыли Египет [в 2015 г. авиасообщение с Египтом было приостановлено после теракта, — прим. ред.], в «Яндексе» были запросы: «Как добраться до Египта на поезде». Или, когда закрыли Турцию, люди все равно туда продолжали летать.
— В Турцию многие продолжили летать на регулярных рейсах, да. В Египет тоже путешествуют самостоятельно: например, есть большие любители фауны Красного моря, дайверы. Но их немного: может быть, один из ста добирается туда, но это бросается в глаза.
А насчет Египта что-то слышно на рынке? Когда откроют это направление?
— Мы уже настолько привыкли к этим новостям «откроют — не откроют», что, если честно, уже и не отслеживаем эту ситуацию. Сейчас на рынке по этому поводу ничего не говорят, все глухо. Никто уже даже не обсуждает эту тему. Если два года назад мы в основном продавали только Турцию и Египет, то сейчас в нашей программе почти все страны мира, и она расписана на полгода. Само собой, если завтра будет информация, что Египет открыли, то у нас будут корректировки. Но не такие масштабные, как это было бы раньше. Повторюсь, теперь у нас много других направлений: и Европа, и Азия, и американский континент (Доминикана и Куба).
Но это ведь уже намного дороже.
— Если смотреть цены из Москвы (там у нас рейсы каждый день), то цены не очень высокие. Этой зимой планируем поставить рейс на Кубу и в Доминикану из Екатеринбурга и будем смотреть тенденцию продаж. Сейчас мы видим, что много туристов с Урала летает туда, причем через Москву. Наш рейс тоже будет пересадочный (скорее всего, с пересадкой в Питере), но так в любом случае будет удобнее, потому что здесь уже не будет никаких потенциальных проблем со стыковкой.
В прошлом году Российский союз туриндустрии давал статистику по наиболее популярным у российских туристов направлениям: лидировал Таиланд, затем шел Китай, Испания, Греция, Кипр, Тунис (который прибавил в сравнении с 2015 годом 1327%). Турция замыкала десятку. Сейчас середина года, и понятно, что Турция будет на первом месте. Но видны ли еще какие-то изменения? Как распределятся места в этом году?
— Видите, есть сезонный фактор. В зимний период лидирует Таиланд, само собой. Вьетнам тоже занимает свою нишу, он и ближе россиянам: там и коммунизм был, и до сих пор многие по-русски понимают, и это дешево по сравнению с Таиландом. Во Вьетнаме сейчас строится много отелей, туризм развивается огромными темпами. Думаю, в этом году Вьетнам Таиланду будет наступать на пятки. А по летним направлениям безусловный лидер Турция, затем идет Греция. В прошлом году мы очень хорошо развили Болгарию: сами не ожидали, но это направление хорошо пошло.
Тунис тоже пошел хорошо — как аналог Египту. Но так как Тунис находился под протекторатом Франции, то, хоть это и арабская страна, менталитет там немного другой: тунисцы ближе к европейцам. Это тоже сыграло в плюс. Мы Тунис стали продавать два года назад, и люди сначала бронировали это направление с опаской. Но когда вернулся первый рейс, все поняли, что туда можно летать, потому что в плане безопасности туристов там принимаются серьезные меры.
Одним из популярных направлений у наших соотечественников стал также и Китай. Что можете о нем сказать? Отзывы туристов противоречивые.
— Я вам так скажу: Китай пока не готов к русскому туристу. Это немножко другая Азия, не такая, как Вьетнам или Таиланд. Китайцы не понимают, какой сервис нужно предоставлять. Есть, например, отели, которые дополнительную тарелку на ребенка выдают его родителям только за деньги. Что такое all inclusive, они вообще не знают. Жалко, конечно, что все это ложится на наших туристов, но мы работу с местными отельерами ведем постоянно. Зато в Китае, например, очень хороший уровень медицины, да и просто посмотреть интересно, поэтому дважды в неделю мы туда летаем, и всегда полный борт.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU
Вам, наверное, часто такой вопрос задают, но все-таки я тоже спрошу: в связи с экономической ситуацией что происходит со спросом? Заметили вы падение продаж?
— Нисколько. Мы каждый год прирастаем по объемам продаж, особенно сильно в последние пять лет, и падения спроса мы не ощутили. Например, в этом году, по нашим расчетам, только из Екатеринбурга мы отправим на отдых 200 тыс. туристов, и это на 50 тыс. больше, чем было в прошлом году.
А если говорить о самостоятельных путешественниках, то их доля в кризис выросла? Или их, наоборот, стало меньше?
— Мы с туристами не сталкиваемся, мы — операторы и работаем с турагентствами. Но я много общаюсь с нашими агентами, и да, они с настороженностью говорят о том, что турист становится самостоятельным. Но это не связано с кризисом: как правило, так путешествуют состоятельные люди, и их процент небольшой. Мы же занимаемся массовыми направлениями, и на нас это не сказывается.
Расскажите, каковы предпочтения уральского туриста? Он больше все-таки любит Европу, Азию или, например, предпочитает СНГ?
— Самое главное, чтобы было море, лежаки и еда. Европейская часть России чаще летает по экскурсионным маршрутам, потому что там мягкий климат. А туристы с Урала и из Сибири смотрят пляжные направления, что понятно: у них на родине нехватка солнца и хороших водоемов. Плюс продуктов качественных нет: не найти настоящих овощей, фруктов, вкусного мяса или рыбы. Когда я работал гидом в Анталии, мне всегда было удивительно слышать от туристов: «Вы тут в раю живете». А я не люблю жару, и я им отвечал, что никакой это не рай — тут же жарко. Они говорили: «Ты никогда не жил на Урале, тебе нас не понять». И вот я 10 лет живу в Екатеринбурге, и теперь понимаю, что они имели в виду: в Турции и воздух чистый — никаких выбросов с фабрик нет, и море, и все вкусно, и спится хорошо.
Директор уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев в одном из интервью говорил, что с закрытием Турции «сильно поднялся российский юг». Но, мне кажется, когда ее открыли, все снова полетели туда. Что вы можете сказать?
— Я думаю, что какой-то процент Турция, конечно, взяла, но и Крыму, и Сочи хватит российских туристов. Даже больше могу сказать: того номерного фонда, который есть на нашем юге, даже немножко не хватает. В России 150 млн населения — из них, если посмотреть статистику, всего лишь 8% летает за границу и только у 10% есть загранпаспорта. Остальные поедут на российский юг.
Anex представляют в СМИ как компанию с турецкими корнями. Когда у России с Турцией отношения разладились, это как-то сказалось на вашем бизнесе?
— Нет, мы российская компания, зарегистрированы в России и находимся на ее территории, поэтому как работали, так и продолжали работать.
Сейчас вы спокойны относительно турецкого направления или по-прежнему, как на пороховой бочке? Информационный фон все-таки нестабильный: то дружим, то не дружим.
— В прошлом году, когда в сентябре открыли Турцию, у нас за пару дней все рейсы были проданы, хотя там еще было много проблем. А сегодня и со стороны Турции, и со стороны России озвучено очень много планов на будущее. Я думаю, что сейчас как никогда можно быть уверенными, что все будет в порядке.