В Екатеринбурге покажут работы Врубеля
Выставка «Михаил Врубель. Рисунки и акварели из собрания Руского музея» открывается сегодня в 17 часов в помещени Екатеринбургского музея изобразительных искуство в переулке Воеводина, 5.
Представление работ мастеров, хранящихся в фонде Государственного Русского музея, расположенного в Санкт-Петербурге, стало доброй традицией для Екатеринбурга. Можно сказать, музейщики Северной Пальмиры делают уральцам подарок к каждому дню рождения Екатеринбурга.
По словам заместителя начальника управления культуры Екатеринбурга Михаила Занина, традиция представления работ из фондов Государственного Русского музея действует с 2003 года, то есть открывающаяся сегодня экспозиция — седьмая по счету.
По словам заведующей отделом рисунка Государственного Русского музея Натальи Козыревой, екатеринбургский зритель очень отзывчив. Партнерские связи Государственного Русского музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств крепнут с каждым годом, поэтому уже есть предложение на будущий год — привезти в уральскую столицу работы Валентина Серова.
Работы Врубеля экспонируются в двух музейных комнатах на втором этаже. Поскольку графика и живопись чувствительна к свету и может выгореть, окна помещений заклеили непрозрачной пленкой, в залах немного притушили свет.
Михаил Врубель относится к ключевым фигурам рубежа XIX — XX веков. Он известен прежде всего как живописец, автор «Демонов» — сидящего, летящего, поверженного, картин «Пан», «Богатырь», «Царевна-Лебедь», «Шестикрылый серафим». Его обширное графическое наследие в меньшей степени знакомо зрителям и экспонируется лишь на временных выставках. Между тем, слава блистательного рисовальщика и виртуозного акварелиста закрепилась за Врубелем еще с академической скамьи. Техника работы акварелью, пером, графитным или итальянским карандашом, углем, пастелью были ему подвластны в равной степени. Анатомические штудии и акварели костюмного класса, исполненные в период учебы в Академии художеств, портреты и автопортреты художника, а также поздние графические циклы «Бессонница», «Кампанулы», «Раковины» (1904) — говорят о непрерывном диалоге художника с натурой, его неизменном стремлении всеми возможными средствами приблизиться к ее постижению, «поймать ее красоту».
В экспозиционном ряду 41 работа разных лет: зарисовки раннего периода, сделанные еще во время обучения Врубеля в академии художеств и в которых художник предстает как истинный ученик и последователь Павла Чистякова (кстати, имя Чистякова недавно присвоено детской художественной школе №1 Екатеринбурга). Особое место занимают светлые женские образы, среди которых особое предпочтение он, безусловно, отдавал горячо любимой жене, предстающей то в облике Морской царевны, то просто в милых портретных зарисовках, где любимое лицо каждый раз звучит по-разному. «Врубель был формалистом в той части, что ценил, как сделана живая форма», — рассказывает Наталья Козырева.
Врубелю было много дано природой, очень многое он сумел воплотить, немало придется понять и людям, пришедшим на выставку работ великого Мастера.