В Екатеринбурге возможны частные вложения в метро
Ответ на вопрос, для чего Екатеринбургу нужна выставка ЭКСПО-2020, для меня очевиден: это катализатор, который позволит достичь целей, заложенных в Стратегическом плане развития, в более сжатые сроки.
И за счет привлечения инвестиций в экономику города, и за счет мероприятий ЭКСПО и его наследия.
Сама заявка на проведение мероприятия уровня ЭКСПО выводит Екатеринбург на качественно иной уровень. Однако и требования, предъявляемые к нему, будут повышены. Но критично взглянуть на город, который рискнул заявиться на мероприятие такого масштаба, просто. Нелегко перевести эту критику в конструктивное русло и сформировать меры, которые позволят соответствовать повышенным требованиям к качеству жизни в городе и к каждому работающему здесь производителю.
Чтобы соответствовать, Екатеринбургу необходимы не только организационные меры. Нужно на порядок увеличить инвестиции в инфраструктуру и расширить список основных направлений вложений. Отмечу проблему: несмотря на понятные потребности, обозначенные в стратегических проектах, сохраняется четкое разделение на бюджетные и коммерческие инвестиции. Сферы вложения также достаточно четко делятся, как и доходность, и средние сроки окупаемости. Обеспечить благоприятный инвестиционный климат в одном отдельно взятом городе невозможно. Все определено существующей законодательной базой. И если лазейки в виде особых экономических зон и налоговых льгот федерального и регионального уровней отсутствуют, то явных преимуществ предоставить инвестору невозможно.
В последние 20 лет значительных вложений в инфраструктуру, за исключением метрополитена и проектов комплексной жилой застройки, в Екатеринбурге не было. Объективно город с трудом выдерживает 1,5 млн жителей и маятниковую миграцию, которую мы ежедневно видим. Естественно, если мы хотим развиваться до 2,5-3 млн населения и становиться третьим федеральным городом, нам эти инвестиции необходимы.
Такая ситуация была характерна в 1990-е и 2000-е гг. для большинства крупных городов страны. Пожалуй, только Москва имела возможность качественно развивать инфраструктуру. Но в последние годы бюджетные инвестиции в таких городах, как Казань, Ростов-на-Дону и Новосибирск, значительно превышают средний уровень. Главным образом — за счет поступлений из регионального и федерального бюджетов. Екатеринбург же — лидер коммерческих инвестиций, но по общему объему бюджетных вливаний он значительно проигрывает той же Казани.
Сегодня важно, чтобы деньги шли в те отрасли, которые позволят развивать социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру, формировать новые высокоэффективные и высокотехнологичные, но экологически приемлемые производства. Это совершенно точно не металлургия, тяжелая, химическая промышленность и т. д. Очень интересны были бы инвестиции в такие сферы, как здравоохранение, малая энергетика, транспорт и т. д. На первый взгляд это фантастично, но если считать нормальными сроки окупаемости коммерческих инвестиций более 10 лет, то частные вложения возможны даже в развитие метрополитена.
Вот пример возможного частно-государственного инвестирования — стратегический проект «Дом для автомобиля». Несовершенство закона привело к тому, что обочины дорог, газоны и дворы заставлены автотранс¬портом. Ясно, что если мы освободим дороги от беспорядочно припаркованного транспорта, то увеличим пропускную способность улично-дорожной сети. Пока же внешний вид города и качество жизни также оставляют желать лучшего. Эти вопросы нам придется решать. Строительство множества паркингов, особенно в центре, требует привлечения денег на самых разных условиях. Потребность в местах постоянного и временного хранения формирует объем инвестиций порядка 270 млрд руб. Сегодня этот рынок может быть окупаем.
Одна из главных наших целей — создать условия для того, чтобы бизнес — как российский, так и зарубежный — комфортно чувствовал себя в Екатеринбурге. На это уйдут годы, но качественное развитие города напрямую от этого зависит. Мероприятия, подготовленные в рамках ЭКСПО, могут обозначить четкие ориентиры такого развития.
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.