В Екатеринбурге журналисты поспорили об архитектурных преступлениях
Пост журналиста Сергея Ермака подлил масла в огонь перманентно тлеющей дискуссии о текущей архитектуре центра Екатеринбурга и заметно взбодрил уральский сегмент Facebook.
Г-н Ермак, замредактора журнала «Эксперт-Урал» и один из видных экспертов по городскому пространству Екатеринбурга, собрал список наиболее, по его мнению, чудовищных зданий, архитектурных решений и территорий в центре уральской столицы. В рейтинг, который автор назвал «списком преступлений против городской среды», вошли традиционно вызывающие у горожан самый широкий спектр эмоций торговые центры («Пассаж», «Алатырь», «Европа», «Гринвич»). Компанию им составили храм Большой Златоуст, здание полпредства, Театр драмы после реконструкции, перенос Аллеи художников к УрГЭУ, парковка на площади 1905 г., пешеходная зона возле «Высоцкого» и экран-растяжка на здании на Малышева, 36. «Пассаж» г-н Ермак величает «саркофагом», «Алатырь» — «чертовски страшной опухолью», Театр драмы — «дурацким желто-черным кубом», а экран на Малышева, 36 — «гигантской визуальной помойкой». С полной версией рейтинга можно ознакомиться здесь.
Рейтинг увидел свет накануне вечером, а сегодня объемную реплику на него на портале It`s My City опубликовал другой широко известный в городе журналист Дмитрий Колезев*. Впрочем, в своей колонке он дискутирует со своим коллегой из «Эксперта» на сравнительно узкую тему торговых центров Екатеринбурга, отмечая, что их визуальное уродство является неотъемлемым следствием их основного функционала.
«Торговый центр — большая и, как правило, нелепая лепёшка, в которой каждый полезный метр — это пара тысяч рублей в карман владельца ежемесячно, — пишет г-н Колезев. — Тут уж не до красот. Что в Дубае, что в США, что в Москве, торговые центры почти повсеместно — образцы пошлости и дурновкусия. Да и какими им еще быть? Это тот случай, когда форма полностью соответствует содержанию, и аляповатые фасады «Гринвича» как нельзя лучше гармонируют с нашей тупой жаждой потребления; как еще должно выглядеть такое место? Есть в этом какая-то эстетическая справедливость».
На защиту «Гринвича», «Европы» и их «коллег» встает политолог и еще один видный медийщик Екатеринбурга Федор Крашенинников*. По его словам, торговые центры некорректно считать преступлениями против городской среды, потому что они сами и есть городская среда:
«Что является общественным пространством в Екатеринбурге в грязно-мокро-холодное время года? Нравится вам или нет, но именно торговые центры. Потому что в -20 гулять по Вайнера — удовольствие для мазохистов. Это вовсе не оправдание архитектуры ТЦ и того, как и где они строятся. Я просто считаю, что ТЦ — это хорошо для города. Хотя, конечно, надпись «Пассаж» стоило сделать более интересным шрифтом, и арка на въезде с Куйбышева — это просто кровь из глаз».
В ходе глобальной межстраничной дискуссии в Facebook г-н Ермак опубликовал также «белый список» удачных на его взгляд проектов и решений. В него вошли реконструированные дом Севастьянова, особняк мещанина Блинова и ТЮЗ, улица Вайнера, бизнес-комплекс Summit, Clever Park, набережная городского пруда возле спорткомплекса «Динамо», комплекс «Екатеринбург-сити», часовня святой Екатерины на площади Труда и «сезонная» инсталляция Тимы Ради в виде абажуров на уличных фонарях на площади Парижской Коммуны. К числу удачных решений он отнес и платные парковки, которые повсеместно вводятся в центральных районах города.
Автор: Николай Ежов.
* - выполняет функции иностранного агента