В Кольцово перезагрузили региональную авиацию
В екатеринбургском аэропорту Кольцово решили повторить попытку создания сети близкомагистральных маршрутов.
Первая, когда в конце 2010 года это попыталась сделать авиакомпания «Декстер», завершилась спустя два месяца полным фиаско. В Кольцово уверены, что новый проект, на этот раз – с компанией «РусЛайн» – окажется более успешным.
Старт второй попытки возрождения региональной авиации в отдельно взятом
аэропорту был объявлен 25 августа. В Кольцово пошли на беспрецедентные
меры – впервые в российской истории аэропорт стал собственником
самолетов – четырех 30-местных бразильских «Эмбраер-120». Они переданы в
лизинг авиакомпании «РусЛайн», которая намерена открыть рейсы по 11
направлениям, в том числе – 2 международных в Казахстан. В списке
городов, которые свяжут с Екатеринбургом регулярные авиаперевозки –
Казань, Магнитогорск, Нижний Новгород, Нягань, Омск, Оренбург, Тюмень,
Пермь, Советский, Караганда и Костанай.
Напомним, что в конце 2010 года в Кольцово уже заявляли о триумфальном возрождении региональных перевозок. Тогда в аэропорт пришла авиакомпания «Декстер», позиционирующая себя как «воздушное такси». Попытка закончилась провалом в феврале 2011 года – в первых числах месяца было объявлено о прекращении полетов, а в апреле стало известно об иске аэропорта Кольцово к ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» на 1,3 миллиона рублей. По словам гендиректора аэропорта Евгения Чудновского, неудача связана с техническими проблемами.
«В случае с «Декстером» не было речи об экономических проблемах. Рейсы пользовались популярностью. Но постоянно возникали технические неполадки. В Кольцово было два их самолета. Сначала сломался один, потом – второй, третий они нам дать отказались – начались отмены рейсов. В итоге мы были вынуждены остановить программу», – рассказывает руководитель Кольцово.
Как сообщалось ранее, проблема была не только в состоянии авиапарка, но и в спросе на услуги авиакомпании. Предложение «Декстера» не пользовалось особой популярностью у потенциальных клиентов, в результате полеты выполнялись с одним-двумя пассажирами, а ряд рейсов приходилось отменять из-за того, что на них не было продано ни одного билета.
Напомним, что в конце 2010 года в Кольцово уже заявляли о триумфальном возрождении региональных перевозок. Тогда в аэропорт пришла авиакомпания «Декстер», позиционирующая себя как «воздушное такси». Попытка закончилась провалом в феврале 2011 года – в первых числах месяца было объявлено о прекращении полетов, а в апреле стало известно об иске аэропорта Кольцово к ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» на 1,3 миллиона рублей. По словам гендиректора аэропорта Евгения Чудновского, неудача связана с техническими проблемами.
«В случае с «Декстером» не было речи об экономических проблемах. Рейсы пользовались популярностью. Но постоянно возникали технические неполадки. В Кольцово было два их самолета. Сначала сломался один, потом – второй, третий они нам дать отказались – начались отмены рейсов. В итоге мы были вынуждены остановить программу», – рассказывает руководитель Кольцово.
Как сообщалось ранее, проблема была не только в состоянии авиапарка, но и в спросе на услуги авиакомпании. Предложение «Декстера» не пользовалось особой популярностью у потенциальных клиентов, в результате полеты выполнялись с одним-двумя пассажирами, а ряд рейсов приходилось отменять из-за того, что на них не было продано ни одного билета.
Несмотря на то, что в случае с «Декстером», по уверениям Евгения
Чудновского, экономических проблем не было, «РусЛайн» в аэропорту все же
решили подстраховать. Покупка самолетов аэропортом и предоставление их
авиакомпании – лишь один из пунктов. Как выяснилось, помимо стандартных
льгот для новых перевозчиков, в Кольцово решили пойти дальше и пообещали
компенсировать «РусЛайну» часть затрат, как минимум – на первом этапе
работы. Сумма поддержки не разглашается. В аэропорту уверяют, что это в
конечном итоге пойдет на пользу всей области, и первоначальные затраты
со временем окупятся, и в очередной раз напоминают о своих планах стать
российским хабом.
«Мы сегодня сделали еще один шаг к тому, чтобы стать хабом. Пассажиры получили новые рейсы, которые обязательно будут востребованы и будут приносить прибыль. Мы не просто развиваем воздушные перевозки, а предоставляем пассажирам из близлежащих регионов альтернативу вынужденному транзиту через Москву при зарубежных полетах», – оптимистично заявил журналистам Евгений Чудновский.
Отметим, что среди заявленных 11 маршрутов с соседними регионами Екатеринбург свяжет только 4 – в Нягань, Тюмень, Пермь и Магнитогорск. Остальные скорее можно назвать среднемагистральными, а рассчитывать, что жители Казани и Нижнего Новгорода между полетами из Екатеринбурга и из Москвы выберут именно уральский аэропорт – очень смело со стороны Кольцово и «РусЛайна». Кроме того, практически не охваченным остается северное направление – кроме Нягани, ни в один город ХМАО-Югры и ЯНАО рейсы не запланированы – там слишком сильны позиции конкурентов.
«Надо сначала занять пустующие ниши, а уже потом начинать конкуренцию на занятых», – заступился за авиаторов глава свердловского правительства Анатолий Гредин, совершивший пробный полет над Екатеринбургом на одном из новоприобретенных «Эмбраеров» «РусЛайна» и Кольцово.
В беседе с журналистами гендиректор «РусЛайна» Леонид Мохов пообещал, что в дальнейшем авиакомпания все же может пересмотреть свои планы, и заявить о попытке потеснить югорского монополиста на его территории.
«Мы делаем основной упор в своей деятельности именно на региональные перевозки. В других регионах нами накоплен соответствующий опыт, и в Екатеринбург мы пришли с далеко идущими планами», – не уступает Евгению Чудновских в оптимизме глава авиакомпании.
«Мы сегодня сделали еще один шаг к тому, чтобы стать хабом. Пассажиры получили новые рейсы, которые обязательно будут востребованы и будут приносить прибыль. Мы не просто развиваем воздушные перевозки, а предоставляем пассажирам из близлежащих регионов альтернативу вынужденному транзиту через Москву при зарубежных полетах», – оптимистично заявил журналистам Евгений Чудновский.
Отметим, что среди заявленных 11 маршрутов с соседними регионами Екатеринбург свяжет только 4 – в Нягань, Тюмень, Пермь и Магнитогорск. Остальные скорее можно назвать среднемагистральными, а рассчитывать, что жители Казани и Нижнего Новгорода между полетами из Екатеринбурга и из Москвы выберут именно уральский аэропорт – очень смело со стороны Кольцово и «РусЛайна». Кроме того, практически не охваченным остается северное направление – кроме Нягани, ни в один город ХМАО-Югры и ЯНАО рейсы не запланированы – там слишком сильны позиции конкурентов.
«Надо сначала занять пустующие ниши, а уже потом начинать конкуренцию на занятых», – заступился за авиаторов глава свердловского правительства Анатолий Гредин, совершивший пробный полет над Екатеринбургом на одном из новоприобретенных «Эмбраеров» «РусЛайна» и Кольцово.
В беседе с журналистами гендиректор «РусЛайна» Леонид Мохов пообещал, что в дальнейшем авиакомпания все же может пересмотреть свои планы, и заявить о попытке потеснить югорского монополиста на его территории.
«Мы делаем основной упор в своей деятельности именно на региональные перевозки. В других регионах нами накоплен соответствующий опыт, и в Екатеринбург мы пришли с далеко идущими планами», – не уступает Евгению Чудновских в оптимизме глава авиакомпании.
В числе конкурентных преимуществ «РусЛайна», считают в авиакомпании, –
низкие тарифы. Минимальная стоимость билетов начинается от 1490 рублей,
причем по некоторым направлениям, включая Тюмень, нижняя планка
составляет 990 рублей. Для жителей Югры и Ямала, которым за полет до
Екатеринбурга приходится платить около 7 тысяч рублей, разница может
стать решающей.
По мнению экспертов, вывести региональную авиацию из кризиса возможно только при масштабной господдержке, которой она лишилась в начале 90-х годов.
«20 лет назад отечественная авиация была отправлена реформаторами в свободное рыночное плавание, то есть была лишена государственной поддержки. Авиакомпании оказались вынуждены закупать дорогие самолеты и в целях повышения рентабельности начали поднимать цены на билеты. Рост тарифов на топливо, низкая платежеспособность населения, налоговая политика государства — все это, в конечно итоге, привело к свертыванию сети авиаперевозок на региональных и местных воздушных линиях. Чтобы оживить региональную авиацию, необходима государственная программа развития региональной и малой авиации. В частности, важно развивать механизм госкредитования авиапромышленного сектора. Также нужно активно использовать лизинговые схемы – по этому пути пошли аэропорт Кольцово и авиакомпания «РусЛайн». Без отечественных лизинговых программ ни одна страна в мире не смогла бы развить свой авиационный транспорт», – уверен председатель Западно-Сибирского регионального отделения Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), вице-президент МАРАП Владимир Костин.
По мнению экспертов, вывести региональную авиацию из кризиса возможно только при масштабной господдержке, которой она лишилась в начале 90-х годов.
«20 лет назад отечественная авиация была отправлена реформаторами в свободное рыночное плавание, то есть была лишена государственной поддержки. Авиакомпании оказались вынуждены закупать дорогие самолеты и в целях повышения рентабельности начали поднимать цены на билеты. Рост тарифов на топливо, низкая платежеспособность населения, налоговая политика государства — все это, в конечно итоге, привело к свертыванию сети авиаперевозок на региональных и местных воздушных линиях. Чтобы оживить региональную авиацию, необходима государственная программа развития региональной и малой авиации. В частности, важно развивать механизм госкредитования авиапромышленного сектора. Также нужно активно использовать лизинговые схемы – по этому пути пошли аэропорт Кольцово и авиакомпания «РусЛайн». Без отечественных лизинговых программ ни одна страна в мире не смогла бы развить свой авиационный транспорт», – уверен председатель Западно-Сибирского регионального отделения Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), вице-президент МАРАП Владимир Костин.
Вопрос, на который пока нет окончательного ответа – это пунктуальность
новой авиакомпании. Первые екатеринбургские рейсы она начала
осуществлять в июне 2010 года. С тех пор опоздания «РусЛайна» привлекли
внимание не только пассажиров, но и надзорных органов, а 24 августа
Свердловская транспортная прокуратура заявила о выявлении нарушений в
деятельности ряда авиакомпаний, в том числе – и «РусЛайна». В ведомстве
признали, что часть опозданий была вызвана объективными причинами –
плохими метеоусловиями и прочими факторами, на которые в авиакомпании
повлиять не в силах. Тем не менее, задержка даже на 1–2 часа может стать
критической для «рейсов подвоза» – а ведь именно транзитные пассажиры,
летящие в Екатеринбург лишь для того, чтобы из Кольцово отправиться в
дальний полет за рубеж, должны, по планам Евгения Чудновского и Леонида
Мохова, составить значительную часть клиентов «РусЛайна».