В магазинах Екатеринбурга упал спрос на торты и мороженое
Российские покупатели, опрошенные Левада-центром, заявили, что экономить на питании не намерены. Ритейлеры Екатеринбурга утверждают обратное – несмотря на рост цен, выручка магазинов падает.
В исследовании «Левада-центра» приняли участие 1,6 тыс. человек из 134 населенных пунктов в 46 регионах страны. По данным опроса, 29% населения тратит на продукты меньше половины дохода, 36% — примерно половину, а 19% — две трети. Только 7% опрошенных признались, что на эту статью расходов приходится почти весь семейный бюджет. И все респонденты уверяют, что экономические потрясения не коснулись их расходов на питание. На основании этих данных Марина Красильникова, руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра», делает вывод, что структура потребления существенно не поменялась.
Иную картину наблюдают екатеринбургские ритейлеры. По словам Александра Оглоблина, владельца сети «Елисей», по сравнению с прошлым годом, выручка его магазинов снизилась на 10%.
«Мы видим, что доходы населения падают, – говорит он. – При среднем росте цен в рознице на 25-30% (это вина поставщиков, а не ритейлеров), сумма среднего чека увеличилась всего на 10%. Покупатели вынуждены экономить – товаров с желтыми ценниками продается в 7-8 раз больше, чем обычно и вдвое больше, чем в 2008 г. Продукты первой необходимости мы продаем с минимальной наценкой, а иногда и в убыток, если учесть, например, порчу фруктов и овощей. Снижая цены, ритейлеры рассчитывают, что помимо основных продуктов питания люди будут приобретать и более дорогую еду. Однако сокращается не только потребление деликатесов, но даже кондитерских изделий и мороженого. Покупатели переходят на режим жесткой экономии».
В то же время, указывают аналитики «Левада-центра», по сравнению с началом 90-х гг., люди стали жить лучше. В 1992 г. 63% опрошенных признавались, что тратят на еду все заработанные деньги, а сейчас таких осталось всего 7%.