В Москве задержан замглавы ГСУ СКР и другие высокопоставленные сотрудники СК - в чем дело?
Сотрудники ФСБ, которые расследуют дело о коррупции в главном следственном управлении СК России по Москве, применяли в расследовании квадрокоптеры.
Известно, что по делу Шакро Молодого арестованы три сотрудника СКР. «Лента ру» пишет, что «вор в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) подготовил крупную сумму денег, чтобы освободить из СИЗО своего подельника Андрея Кочуйкова. Об этом работники ФСБ узнали весной 2016 года. Кочуйков, известный как Итальянец, проходил по делу о конфликте у ресторана Elements на Рочдельской улице.
Источник в спецслужбах сообщили, что начальник службы собственной безопасности столичного ГСУ СК России Михаил Максименко взялся помочь в решении этой проблемы за 5 миллионов долларов и отправился с этим предложением к первому замначальника ГСУ Денису Никандрову.
Денис Никандров, генерал, как узнало издание, согласился оказать содействие. Через директора одного из ЧОПов Дмитрия Звонцова от Калашова была передана часть оговоренной суммы — 1 миллион долларов. После этого Никандров дал устное указание не подавать ходатайство о продлении Кочуйкову срока содержания под стражей. 14 июня он должен был выйти на свободу.
Но к этому времени действия фигурантов дела фиксировались сотрудниками ФСБ.
«Это была сложная работа с использованием современных технологий, благодаря которым удавалось не только прослушивать разговоры, но и читать переписку по почте. Некоторые действия подозреваемых, которые происходили в местах, где невозможно присутствие сотрудников, фиксировались с квадрокоптеров. Эти машины использовались, кстати, и при задержании Калашова», — рассказал источник.
Когда Кочуйков 14 июня покинул «Матросскую тишину», его вновь задержали, уже за вымогательство. Первоначально он обвинялся в хулиганстве, затем в самоуправстве.
Когда следователей СКР, которые вели дело Кочуйкова, спросили, почему они не ходатайствовали о продлении ему ареста, сначала они объяснили это забывчивостью, но позже признались, что выполняли поручение Никандрова.
«Уже известно, что следователи из ЦАО денег не получали, а просто делали то, что им говорил Никандров. Однако они в ближайшие дни тоже будут привлечены к ответственности, — отметил источник.
Кого задержали сотрудники ФСБ
Издание «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России) собрало информацию об арестованных высокопоставленных сотрудниках СК.
Денис Никандров
Денис Никандров работал заместителем руководителя Главного следственного управления СК по Москве, при этом его карьера началась в Волгограде. В 2000-х годах он был следователем по особо важным делам прокуратуры Волгоградской области.
Никандров занимался экономическими и коррупционными делами. В частности, он вел дело мэра Волгограда Евгения Ищенко. Главу города обвиняли в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями, незаконном участии в предпринимательской деятельности. Адвокат бывшего мэра жаловалась в Генпрокуратуру, что Никандров выбивал показания по делу (по данным «Коммерсанта», после допроса ей вызвали «скорую помощь»). В итоге часть обвинений с Ищенко сняли, и в 2007-м приговорили к году лишения свободы за незаконное предпринимательство и хранение боеприпасов (этого обвинения не было изначально, его добавили потом).
В Волгограде Денис Никандров также вел дело начальника областного ГУВД Михаила Цукрука. В мае 2007 года милиционера задержали по подозрению во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением и превышении должностных полномочий. В 2008-м суд приговорил Цукрука к двум годам условно за превышение полномочий.
В том же 2008-м Никандров переехал в Москву. Он работал в Главном следственном управлении и вел дело против бывшего начальника этого управления Дмитрия Довгия, рассорившегося к тому времени с главой Следственного комитета при прокуратуре Александром Бастрыкиным.
В 2011-м Никандров возглавил следственную группу по делу о нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье. По версии следствия, сеть казино «крышевали» сотрудники местного ГУВД и областной прокуратуры. Через два месяца после начала расследования указом президента РФ Дмитрия Медведева Никандров был назначен старшим следователем по особо важным делам при председателе Следственного комитета РФ, а в следующем году получил звание генерал-майора юстиции.
Генпрокуратура, защищавшая своих коллег, несколько раз пыталась отстранить Никандрова от расследования, ссылаясь на процессуальные нарушения; всякий раз СК проводил проверку и не находил нарушений закона. Никандров оставил это дело только весной 2015 года, перейдя из центрального аппарата в Главное следственное управление СК по Москве. К тому времени игорное дело практически полностью развалилось, но Никандров отказывался его закрывать.
Денис Никандров также занимался расследованием дела о хищениях нескольких миллиардов рублей бюджетных средств под видом возмещения НДС. В апреле 2015-го Никандров стал и. о. заместителя руководителя Главного следственного управления СК по Москве. И.о. руководителя ГСУ в феврале того же года стал Александр Дрыманов. Начальник и его заместитель когда-то вместе участвовали во «втором деле „ЮКОСа“»: Дрыманов руководил расследованием, а Никандров работал в составе следственных групп и, по словамбывшего главы МЕНАТЕПа Платона Лебедева, одновременно выступал понятым во время обыска.
В СМИ ранее упоминалась история, связанная с недвижимостью Дениса Никандрова. Как заявлял депутат Госдумы Александр Хинштейн в 2011 году, следователь жил в квартире убитого «черными риелторами» человека.
Михаил Максименко
Михаил Максименко возглавлял Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК РФ. Про Максименко СМИ почти не писали. По сведениям «Фонтанки.ру», до перехода в управление собственной безопасности Следственного комитета он работал в петербургском УБОПе.
В декларации о доходах Михаила Максименко ничего особенно примечательного нет. Согласно официальным данным, в 2015 году он заработал около трех миллионов рублей, а его жена — 14,5 миллиона. На семью записаны несколько квартир и один земельный участок. Транспортных средств в декларации Максименко нет.
Александр Ламонов
Александр Ламонов — подчиненный Максима Максименко. Ламонов возглавлял управление собственной безопасности; оно входит в управление СК с более длинным названием, которым заведовал Максименко. Александр Ламонов вообще не упоминался в СМИ до задержания.
Его зарплата в 2015 году составила около 2,4 миллиона рублей, тогда как жена следователя получила 400 тысяч рублей. На Александра Ламонова оформлены три земельных участка, один из них — площадью около 15 квадратных километров. Кроме того, у пары есть два жилых дома, квартира и четыре автомобиля: Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo, SsangYong Kyron и ВАЗ-21099.