«В ресторанах дорого, дома некогда». Россияне все чаще пользуются сервисами доставки еды
В 2018 году средний чек кафе и ресторанов сравнялся со средним чеком сервисов доставки еды на дом. Роллы и пицца в России перестали быть едой «по случаю», «элитарной» становится как раз домашняя еда.
Средние траты россиян на доставку еды сравнялись с чеком в ресторанах, установили аналитики Nielsen. Одна из причин переноса еды из ресторанов и кафе домой — рост цен.
Аналитики глобальной компании-измерителя Nielsen в своем исследовании рынка еды вне дома (фактическое изменение частоты аналитики не приводят) выяснили, что в 2018 году россияне стали намного чаще заказывать еду на дом, а не отправляться «за вкусненьким» в кафе или ресторан. Исследование проводилось в ноябре 2018 года в форме онлайн-опроса, в нем приняли участие 1200 потребителей, которые регулярно тратят деньги на развлечения и едят вне дома.
Средний чек за заказанную онлайн еду в прошедшем году почти сравнялся со средним чеком кафе и ресторанов: еду онлайн в ноябре заказывали в среднем на 1250 руб., в местах общественного питания средний чек был равен 1240 руб.
Люди стали реже ходить в кафе и рестораны из-за роста цен, считают аналитики Nielsen; именно поэтому от посещения ресторанов отказываются 62% респондентов. Кроме того, у некоторых россиян для похода в ресторан нет времени, повода или компании, только 16% опрошенных сказали, что готовы пойти в кафе в одиночку. При этом некачественный сервис или еда стали отталкивать меньшее число людей: только 31% респондентов перестали посещать рестораны или кафе по этой причине.
Отказавшись от посещения кафе и ресторанов, россияне начинают больше есть дома — в этом признались 57% опрошенных. Поведение потребителей изменилось: они чаще стали приглашать домой друзей и готовить еду самостоятельно либо заказывать ее онлайн. Другая альтернатива походам в рестораны — переключение на активности, не связанные с едой, например походы в кино или на выставки.
Эксперты «РБК Исследование рынков» говорят, что с 2017 года россияне стали заметно сокращать расходы на питание. Еды и напитков в кафе начали заказывать меньше, в целом люди стали чаще ходить в места с более низкими ценами. Это и привело к тому, что средний чек в общепите стал ниже. Для повышения среднего чека в условиях кризиса компании обратились к рынку доставки, говорилось в отчете «Российский рынок быстрого питания 2018».
Тренд на увеличение частоты заказов еды на дом подтверждают и крупнейшие российские сервисы по доставке еды, Delivery Club и «Яндекс.Еда».
Заказ еды через интернет становится современным инструментом экономии времени, — говорит управляющий партнер Delivery Club Руслан Гафуров.
Гендиректор «Яндекс.Еда» Максим Фирсов согласен с этим, он пояснил, что люди стали чаще заказывать в интернете еду из ресторанов, что позволяет сэкономить время на походе в магазин и готовке. Освободившиеся часы люди предпочитают тратить на общение с семьей или друзьями, личные дела или работу. В среднем за неделю человек ест около 20 раз, на заказанную по интернету еду может приходиться до трети всех приемов пищи. При этом популярнее всего бургеры, суши и пицца.
Фирсов уверен, что сегмент доставки еды будет расти в ближайшие три года. Руслан Гафуров же поясняет, что рынок доставки еды в России может пойти по китайскому пути. В обеих странах потребители изначально консервативны и предпочитают готовить дома, но в Китае ситуация изменилась в 2015–2018 годах. Жители крупных городов начали активно заказывать готовую еду на дом, а для молодого поколения домашняя еда уже почти стала «элитарной». Гафуров считает, что такая же «революция» произойдет в России до 2022 года: если сначала пиццу и роллы заказывали только «по случаю», сейчас это уже стало вариантом стандартного семейного ужина.