Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками»

«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками»
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

Меценаты в России есть, но практика «культурной» благотворительности развивается медленно. Как изменить эту ситуацию — DK.RU рассказали музыкант Денис Мацуев и директор УОМЗа Анатолий Слудных.

Свердловская филармония одной из первых среди региональных учреждений культуры научилась разговаривать с бизнесом на его языке. В 1990-е это позволило получить поддержку бизнеса и общества, сохранить уникальный оркестр, а впоследствии — сделать филармонию известной далеко за пределами региона. Сегодня ее поддерживают десятки партнеров — от небольших компаний до крупных промышленных гигантов. 

Народный артист России и всемирно известный пианист Денис Мацуев много лет является Почетным попечителем Уральского академического филармонического оркестра, Анатолий Слудных возглавляет Уральский оптико-механический завод, руководители которого традиционно входят в Совет попечителей оркестра с начала 2000-х. Собеседники, встретившиеся в Филармонии, обсудили будущее «культурной» благотворительности. Они уверены: взаимодействие между бизнесом и культурой нужно выводить на новый уровень. А для этого необходимо как можно быстрее принять закон о меценатстве, продвигать новые культурные форматы и исключить из взаимодействия указующую роль власти. DK.RU зафиксировал основные тезисы их беседы. 

«Благотворительность в сфере культуры все еще недостаточно популярна»

На Западе предприниматели десятки лет поддерживают культурные проекты. В России эта практика складывается не так давно, не регулируется законодательством и часто делается «по указке сверху». 

«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками» 1

Денис Мацуев: В нашей стране давно нужно менять отношение к слову «благотворительность». Во всем мире поддержка бизнесом культуры работает на взаимообогащение сторон. Для бизнеса это — и порыв души, и плюс к имиджу, и некоторая выгода, например, в виде налоговых послаблений.

В США ни один симфонический оркестр не существует на государственные деньги. Когда в 2008 г. после кризиса один из самых знаменитых оркестров в мире — симфонический оркестр Цинциннати — оказался на грани банкротства, его спасала 102-летняя внучка основателя Procter&Gamble. Она дала оркестру $120 млн — естественно, не просто так: эти деньги были на несколько лет вперед расписаны по статьям расходов. И в Америке такие благотворители получают налоговые послабления, их имена обязательно появляются в любом буклете концерта или фестиваля.

У нас же слово «благотворительность» до сих пор вызывает вопросы у широкой общественности относительно целей жертвователей, а многие компании вкладывают деньги в фестивали, концерты, умоляя не называть их, потому что после этого их начинают активно проверять различные надзорные органы.

Есть подсознательное: если помогают кому-то просто так, значит что-то не чисто, надо проверить, откуда взялись средства. Кроме того, на них сразу же обрушивается лавина обращений: а почему ты помог тому коллективу, и не помог этому. Для того чтобы в нашей стране развивалась культурная — во всех смыслах этого слова — благотворительность, нам как воздух необходим закон о меценатстве, и, насколько я знаю, в скором времени он, к счастью, он должен появиться. 

Анатолий Слудных: Конечно, закона еще нет, но бизнесу при этом надо помнить, что, помогая филармонии, театру, оркестру, ты так или иначе все равно получаешь дивиденды — пусть не в виде «процентов в будущем квартале».

Взаимодействие с культурными коллективами — это показатель зрелости бизнеса, это повышение значимости и для коллектива, и для партнеров.

Например, встречая наших коллег из других регионов, стран, мы часто продумываем для них «музыкальные вечера», и это создает совершенно другую атмосферу, добавляет неуловимые штрихи к «портрету» предприятия. Кроме того, сегодня развивать экономику без людей с хорошей культурной, философской базой действительно становится невозможным: одних компетенций в своем вопросе в современном мире недостаточно. 

Денис Мацуев: И еще один момент: у нас в стране до сих пор очень многое делается по указу сверху. Бизнес поддерживает какой-то проект не потому, что сам этого хочет, а потому, что ему об этом сказали власть имущие. Это надо искоренять. Или, наоборот, некоторые предприниматели перегибают палку и начинают искать прямую выгоду там, где ее искать не следует. Например, банк вкладывает в фестиваль $10 тыс., а билетов требует на $15 тыс. Впрочем, появляется все больше и больше бизнесменов, которые относятся к поддержке культуры совершенно по-другому и готовы вкладывать в нее от души, просто потому, что фестивали, концерты, оркестры — это наша гордость.

«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками» 2

«Отношение к культуре, как к продукту, разрушает ее»

Сейчас взаимоотношения с бизнесом стараются выстраивать многие учреждения культуры: они учатся считать деньги и планировать, ищут новые форматы, чтобы стать ближе своей аудитории. Кому-то это удается лучше, кому-то хуже. Но, самое главное, как считают участники беседы, в погоне за узнаваемостью и одобрением бизнеса и общества не превратить культуру в продукт масс-маркета. 

Денис Мацуев: Сегодня к культуре начали относиться как к коммерческому продукту: промоутерам и организаторам фестивалей надо продать знаменитый концерт от знаменитого исполнителя. Пятая симфония Шостаковича продается идеально, а шестая — нет, поэтому мы не будем брать шестую, нам нужно продать то, что покупают. И вот это отношение разрушает культуру. Она не может существовать без поддержки бизнеса и общества, но если бизнес и общество начинают диктовать культуре свои условия, это разрушает ее еще быстрее, чем отсутствие финансирования.

Поэтому очень важно найти баланс: с одной стороны, делать культуру доступной, привлекательной, открытой; с другой — не превращать ее в бизнес-продукт.

И у нас для этого есть все возможности: в России формируется новое поколение слушателей классической музыки — чем не может похвастаться, например, Европа или Америка. Да, у нас существуют признанные культурные бренды — Большой театр, Мариинка, Третьяковка, Гергиев, Башмет, Спиваков. Но останавливаться на уже состоявшихся брендах нельзя, культуру надо развивать, открывать новые таланты, иначе получится, как с советским спортом. В советское время наши спортсмены были известны во всем мире, но теперь слава отечественного спорта прошла. Сегодня мы покупаем бразильских футболистов, а во дворах нет футбольных «коробок», из которых и выходят звезды футбола. 

Сегодня классическая музыка — один из главных источников позитивных новостей о России за рубежом. И это прекрасно, что мы можем разговаривать со всем миром на таком универсальном языке. Ведь музыка — это символ примирения. Я играл со знаменитым израильским оркестром и обратил внимание на зал. Там было больше 20 тыс. человек — вместе сидели и евреи, и арабы. Все их недопонимания остались за стенами концертного зала.

«В России благотворители умоляют не раскрывать имена, иначе их бизнес заклюют проверками» 3

Анатолий Слудных: Свердловской филармонии действительно удалось найти успешную форму взаимодействия с бизнесом, попечительский совет филармонии позволяет реализовывать нерутинные проекты — приобретать инструменты, проводить фестивали. Но и бизнес ищет новые формы взаимодействия с культурой.

Например, вкладываться в нее можно и нужно не только деньгами — в этом как раз нет ничего сложного — но и силами, временем, людьми.

Далеко ходить не надо: в сентябре начнется фестиваль «Безумные дни», который хотелось бы сделать по-настоящему массовым, в хорошем смысле этого слова. И партнерам фестиваля стоит задуматься о том, чтобы сделать в него социальный вклад — помочь Филармонии расширить аудиторию. Потому что маркером известности и востребованности мероприятия является, в том числе, и количество людей, которое его посетило. 

Денис Мацуев: Любовь к классической музыке можно и нужно поддерживать новыми форматами. В июне у меня был концерт на открытом воздухе в Дрездене. Я очень люблю такой вид концертов — он популярен во всем мире, а у нас только начинает приживаться. Я считаю, что хотя бы раз в год один день открытые концерты должны проводиться абсолютно бесплатно, чтобы максимальное количество людей могло познакомиться с классической музыкой. Мы с дирижером Валерием Гергиевым, играя каждый год 9 мая на Поклонной горе, собираем до 60 тыс. слушателей. Там создается уникальная атмосфера, ты играешь совершенно для другой аудитории, это и для артиста абсолютно новый опыт. А познакомившись с классической музыкой «на природе», человек, вполне возможно, придет в зал. И залы, кстати, тоже надо строить.

Екатеринбургу как воздуха не хватает большого концертного зала. Существующий — пусть замечательный и с хорошей акустикой — откровенно мал для полуторамиллионного города.  

Анатолий Слудных: И в зале, кстати, тоже нужно сохранить атмосферу комфорта. Нет, я не говорю о том, что на концерт можно являться в тренировочных штанах и кроссовках. Но даже классическую музыку можно «подавать» так, чтобы это было не в тягость, а комфортно и приятно массовому зрителю. Тогда классическое искусство, безусловно, будет более востребованным и привлекательным. 

Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.