В России началась блокировка Telegram. Гениальный пиар или гибель национального достояния?
«Нас убеждают, что этот мессенджер написала сама Жанна Д'Арк, а сисадмином там работает лично Робин Гуд». Как комментируют решение о блокировке Telegram в России.
В России в понеденик, 16 апреля, началась блокировка Telegram. В пресс-службе Роскомнадзора сообщили, что приступили к блокировке после того, как получили решение суда об ограничении доступа к ресурсам компании Telegram Messenger Limited Liability Partnership. 16 апреля эту информацию направили операторам связи, чтобы те ограничили доступ к ресурсам Telegram.
Телеграм-канал Mash пишет, что Роскомнадзор направил провайдерам списки доменов и ip-адресов, связанных с Telegram, в 11:27 утра по московскому времени. Глава Роскомнадзора Александр Жаров сообщил, что его ведомство потребует, чтобы Apple и Google удалили приложение Telegram из своих магазинов.
Блокировка Telegram, решение о которой в конце прошлой недели вынес суд, вызвала споры и дискуссии о роли и предназначении этого мессенджера. Например, издание «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России) так прокомментировало блокировку Telegram:
Это как если бы в США запретили Facebook или Amazon. Как если бы Европейский Союз запретил Skype или Spotify. Как если бы Белоруссия запретила World of Tanks и Maps.me. Блокировка телеграма — это атака на то, чем страна должна гордиться. «Национальное достояние» в России — не «Газпром», который так себя называет, а Telegram. Сколько мы знаем российских компаний, появившихся во время третьего срока Путина и ставших мировой сенсацией? Сколько российских компаний добились успеха за рубежом, не взяв ни копейки из государственного бюджета и не занимаясь продажей природных ресурсов? Блокировка телеграма — это удар по российской экономике. Блокировка телеграма — это удар по нашему будущему.
Артемий Лебедев в своем Facebook высказал мнение, что блокировка Telegram — это пиар ход.
Многие ребята спрашивают меня, что я думаю про запрет Телеграма. Я думаю, что такой дружбы и любви, какие есть у Телеграма с отечественной властью, мало у кого найти. То, что происходит — это лучшая рекламная кампания. Нас убеждают, что этот мессенджер написала сама Жанна Д'Арк, а сисадмином там работает лично Робин Гуд. И кровавые чекисты в бессильной злобе хотят задушить наш Телеграмчик, но гордые и независимые программисты не прогибаются под Роскомнадзор. Нам говорят, что Телеграм забанят за отсутствие ключей, как будто у спецслужб есть ключи от Мессенджера, Вайбера, Скайпа, Аймессыджа, Гмейла и пр. Борьба чекистов с Телеграмом больше всего напоминает борьбу Кремля с популярным оппозиционером. Каждый вечер афиша обещает смертельный номер и только сегодня, при этом трюк повторяется уже много лет.
Александр Давыдов, председатель совета директоров компании NAUMEN, в блоге DK.RU пояснил, чем Telegram отличается от всех остальных соцсетей и почему он сумел шагнуть в будущее.
«Соцсеть, которая сейчас вырастает из мессенджера, — Телеграм. Здесь почему-то возобладало адекватное мнение о числе погибших на пожаре. В чем же различие сетей? Почему в Telegram выработалось адекватное общее мнение, а в Facebook — нет?
Объяснение простое, пользователь привязан к номеру телефона, что позволяет фильтровать ботов и анонимных троллей. В Telegram:
1| нет анонимов, телефон идентифицирует человека;
2| нет дублей одного телефона, поэтому мало профессиональных троллей, которым нужен новый телефон для каждого нового аккаунта;
3| иностранца можно отличить от соотечественника по международному коду телефона, что позволяет фильтровать троллей из Украины и других стран.
Telegram своими механизмами создал барьеры для анонимов, дублей и иностранных ботов — и этого оказалось достаточно для адекватной выработки общего мнения! Как, оказывается, просто. То есть Telegram оказался качественным продуктом для общественного обсуждения. Сейчас говорят о законодательной необходимости отмены анонимности в сети. Но убирание анонимности — не конечная цель. Цель — добросовестная выработка общественного мнения.
Для этого нужны понятные механизмы соцсети для фильтрации троллей, ботов и зарубежных участников. Эти механизмы показал Telegram, и теперь их можно применить в любой соцсети, введя добровольную отмену анонимности пользователем в обмен за фиксацию его «настоящести».
Сам Павел Дуров, создатель мессенджера, прокомментировал новость о блокировке так:
У государств есть власть над IT-корпорациями. Источник этой власти — деньги. В любой момент правительство может обрушить биржевые котировки почти любой компании угрозами заблокировать ее продукты и выдавить ее с рынка. И этим вынудить бизнес делать странные вещи (помните, как в прошлом году Apple перенесла серверы iCloud в Китай). Мы в Telegram можем себе позволить большую роскошь — не беспокоиться о денежных потоках и продажах. Защита персональных данных не продается, нельзя идти на компромиссы, нарушая права человека, из соображений страха или жадности.