В России началась вторая волна банкротств компаний
В стране очередного пика достигло количество банкротств юрлиц, чьи финансовые проблемы тянутся с 2014 года. В числе главных «кандидатов на вылет» – торговые и строительные предприятия.
О том, что во втором квартале 2016 года «можно констатировать формирование волны банкротств предприятий», рассказали «Коммерсанту» эксперты центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По их данным, за первую половину 2016 года интенсивность ликвидации компаний приблизилась к пиковым значениям кризисов прошлых лет. Так, к июню этого года обанкротились более 1,1 тыс. компаний, что лишь на 2,6% ниже, чем в марте 2015 года, и на 4,3% меньше, чем в пик банкротств 2009 года.
Число банкротств растет из-за затяжного кризиса и падения российской экономики, которое за апрель-июнь текущего года составило 0,6%. Также, отмечают эксперты, сократился экспорт отечественных товаров из России, а реальные располагаемые доходы населения снижаются уже в течение семи кварталов.
В исследовании ЦМАКП указывается, что число банкротств увеличивается вместе с ростом просроченной задолженности компаний по кредитам. За первое полугодие объем просрочки увеличился на 20% в годовом выражении, что на 80% превышает итоги 2014 года.
Больше всего банкротств наблюдается в строительстве, машиностроении, сфере коммерческих услугах, а также металлургии, пищевом производстве и электроэнергетике.
Подавляющее большинство банкротств – 90% – пришлось на малые предприятия, четверть из которых существовали на рынке менее пяти лет. Доля обанкротившихся компаний среди поработавших 15-20 лет составила 14%. Наиболее высокую интенсивность банкротств исследователи отметили в Южном и Центральном округах, наименьшую — в Северо-Кавказском, Северо-Западном и в Дальневосточном федеральных округах.
Аналитики ЦМАКП утверждают, что риск обанкротиться есть даже у крупных компаний, и связано это с устойчивым снижением рентабельности активов. Одна из общих черт закрывшихся компаний – то, что их суммарные обязательства перед контрагентами превышают текущую выручку от продаж.
«За два года в микро-, малом и крупном бизнесе произошло снижение рентабельности активов примерно в девять раз, а в среднем бизнесе — в шесть раз»,— отмечают исследователи.