В России начинается война таксистов: дошли уже до Дмитрия Медведева
Дмитрию Медведеву поступила жалоба на ФАС от Федерации автовладельцев России от имени таксистов. Водители такси считают, что служба отказалась признать монополизацию рынка Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
Борцы с «уберизацией» рынка перевозок такси не получили поддержки в антимонопольной службе, после чего написали письмо Дмитрию Медведеву. Как сообщил РБК соучредитель и президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев, ранее ФАС отказалась признать, что сервисы вызова такси Uber, Gett и «Яндекс.Такси» монополизировали рынок и диктуют заниженные цены.
В письме на имя Дмитрия Медведева говорится, что ФАР в июле 2015 года направила обращения в ФАС, Генпрокуратуру и Общественную палату с просьбой проверить деятельность компаний-агрегаторов, работающих на рынке таксомоторных перевозок, — ООО «Яндекс» (100-процентная дочка Yandex N. V.), ООО «ГетТакси Рус» и Uber B.V. — на предмет соблюдения российского законодательства. В ФАР считают, что компании пользуются доминирующим положением на рынке, навязывают автопаркам и индивидуальным предпринимателям «монопольно низкие тарифы», что приводит к формированию остальными участниками рынка убыточной ценовой политики.
Кроме того, Федерация автовладельцев России просила Генпрокуратуру проверить информацию о том, что IT-компании по вызову такси и их партнеры «в нарушение налогового законодательства» не выполняют обязанности по удержанию НДФЛ с перечисленных водителям платежей.
ФАС отказала федерации спустя несколько месяцев, в октябре 2015 года. В письме, подписанном замруководителя службы Александром Киневым, говорится, что, помимо трех сервисов, которые упоминаются в обращении, водители используют и другие программы, включая и те, что принадлежат таксомоторным компаниям. ФАС не считает, что Uber, Gett и «Яндекс.Такси» занимают доминирующее положение на рынке перевозок России: деятельность компаний заключается в сборе и передаче информации между пользователями услуг такси и перевозчиками, сами же они транспортных услуг не оказывают.
В ФАР такое ответ сочли «неправомерным» и «игнорирующим нормы действующего законодательства», после чего и было написано письмо Дмитрию Медведеву. В тексте послания уточняется, что агрегаторы заказов такси согласно 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» являются субъектами заключения договора фрахтования такси, а не просто информационной службой. Исходя из этого, они должны нести ответственность наравне с таксомоторными компаниями, в том числе по соблюдению антимонопольного законодательства при установлении тарифов за проезд, считает Канаев.
ФАР обращается к Медведеву с просьбой поручить главе ФАС Игорю Артемьеву* возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства. Представитель ФАС Анна Орлова при этом подчеркнула, что ведомство свою позицию по этому вопросу не поменяло.
Деятельность Федерации автовладельцев
Федерацию организовали весной 2006 года в Новосибирске. На сайте ФАР сообщается, что членом организации может стать любая общественная организация и даже просто сообщество автовладельцев, не имеющее официального статуса. Цель ФАР — «координация и лоббирование интересов социальной группы автовладельцев на федеральном уровне».
Первым проектом ФАР стал протест против запрета эксплуатации машин с правым рулем. Также активисты организации принимали участие в акциях против повышения цен на бензин, пересмотра транспортного налога, тарифов ОСАГО и т.д.
ФАР также занимается защитой прав таксистов, в этом году федерация подписала с шестью профсоюзами таксистов меморандум о совместной кампании против онлайн-агрегаторов.
«Миллионная армия российских водителей такси фактически стала заложником транснациональных IT-корпораций и так называемых диспетчерских служб», — говорилось в совместном заявлении, подписанном главой ФАР Сергеем Канаевым и руководителями профсоюзов.
* - выполняет функции иностранного агента«У нас в стране около 1 млн таксистов — это заметная доля от числа всех автовладельцев», — объяснил интерес ФАР председатель общественного движения «TAXI 2018» Станислав Швагерус.