«В России пользователи пока не доверяют SaaS»
Петр Диденко, главный специалист по стратегическому развитию компании «СКБ Контур»: Если вы сделаете веб-сайт, который будет показывать рекламу и пытаться на этом заработать, то вы действительн
Петр Диденко, главный специалист по стратегическому развитию компании «СКБ Контур»:
Если вы сделаете веб-сайт, который будет показывать рекламу и пытаться на этом заработать, то вы действительно выходите на рынок, где много денег. По разным исследованиям, его объем только в России порядка $1 млрд, правда, половину из них уже забирает «Яндекс», а на оставшуюся часть претендуют множество сильных конкурентов. Попробуйте назвать три кардинально новых сайта, которые вы увидели в этом году. Это довольно сложно. На самом деле происходит постоянное копирование. Весь рынок строится на этом. Есть сайты, за которыми скрывается серьезная интеллектуальная собственность, например поисковые технологии, но таких немного. Веб-сервисы дают на порядок больше возможностей. Исследовательская компания IDC говорит, что емкость этого рынка порядка $40 млн., и он хорош потенциальными возможностями.
Если взять большие компании, как Intel или Google, то все они базируются на оригинальных идеях. Если вы начинаете копировать, у вас всегда будут более сильные конкуренты, которые на шаг впереди, надо стараться решать какие-то новые проблемы. Из этого правила есть исключения. На самом деле иногда можно попробовать развить мэйнстрим. Тут мой любимый пример iTunes, интернет-магазин по продаже музыки от Apple, до его появления были все элементы системы: mp3, плееры и люди даже пробовали как-то продавать треки, но все по отдельности не имело особого успеха, пока Apple не соеди¬нил их вместе. Теперь это многомиллиардный бизнес. Это лучший пример того, как, не создавая нового, можно добиваться успеха. Есть компания Zynga с оборотом в сотни миллионов долларов, которая выпускает игрушки для соцсетей, — до ее появления тоже были и игры, и игры в Интернете, и социальные сети, а она лишь правильно и в нужный момент их соединила. Ценность — это не предложить пользователю выбор, а решить его конкретную проблему. iTunes помог пользователю решить конкретную задачу покупки музыки.
Но в России все обстоит несколько иначе. Откройте свой контакт-лист в ICQ и спросите десяток ваших друзей, за какие веб-сервисы они платят, — обычно ни за какие. Физические лица готовы расставаться с деньгами только за снятие какой-то серьезной боли. Легко платят лишь за четыре темы — пиратский контент, порно, знакомства или скидки. У пользователя не так много проблем, которые может снять веб-сервис. В Штатах у всех есть одна большая проблема — в апреле все жители должны сдать налоговую декларацию. Если не сдать вовремя — будет очень плохо. И есть огромная компания Intuit, которая помогает сдать и заполнить декларацию и зарабатывает на этом миллиарды. В России эти вопросы частных лиц почти не касаются. С юридическими лицами работает аргумент эффективности, с физическими — нет.
В России пользователи пока не доверяют SaaS. Им хочется чего-то материального, они считают ненадежным то, что обрабатывается где-то на стороне. Через десять лет серверов в офисах точно будет меньше, а данных, которые отдают сервис-провайдерам, — больше. На самом деле мы все уже давно пользуемся «облачными» услугами и даже не осознаем этого. Транзакция в банкомате уже происходит через «облако», по сути. Доверие растет постепенно, оно не может появиться сразу. А пока умение сервис-провайдера разговаривать с пользователем о доверии — это хорошее преимущество на рынке.
Есть еще одна плохая новость для SaaS-индустрии — это платежи. Огромное количество сервис-провайдеров за рубежом спокойно принимают платежи по множеству каналов. У нас же все эти системы очень дорогие и слабые. Часто люди, которые хотят сделать бизнес, не понимают, что половину денег у них заберет обслуживание платежей. Никто эту проблему не решает. Государство в этом тоже не особо заинтересовано.
Еще один вопрос — инфраструктура. Вам придется инвестировать в сервера, следить за ними, чинить и нести ответственность за их работоспособность. У Google 1,5 млн серверов, они на этом собаку съели и молодцы. Но не все так могут. Сегодня надо очень быстро выходить на рынок: если ты будешь месяцами подкручивать сервера, то ты везде опоздаешь. Сейчас у нас покупка собственных серверов от момента принятия решения до их ввода в строй занимает до восьми недель. Если вы стартап, сразу забудьте про «железо», есть множество SaaS-решений для этого.
Колонка написана на основе эксклюзивного интервью Петра Диденко журналу «Деловой квартал».
Колонка написана на основе эксклюзивного интервью Петра Диденко журналу «Деловой квартал».