В России появилась новая схема отмывания денег, защищенная законом
Новая схема вывода средств со всех сторон легальна и защищена законом. Регулятор о ней знает, но ни один из участников процесса не может препятствовать мошенникам, так как не имеет полномочий.
О возникновении новой схемы отмывания денежных средств пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников банковского рынка. Ее ключевым звеном стала Федеральная служба судебных приставов. Схема работает на основе договоренности двух компаний: нерезидент требует от резидента погасить долг, тот соглашается с требованием, суд, как правило, постановляет взыскать средства со счета должника и выдает исполнительный лист. Нерезидент на этом основании обращается в ФССП, которая списывает средства и перечисляет их взыскателю на счет в иностранном банке.
По оценке ЦБ, с помощью этой схемы в 2016 г. на зарубежные счета перевели около 16 млрд руб. — это более 10% от всего объема выявленных сомнительных операций за год. Аналогичная схема, получившая название молдавской, уже работала в 2010-2013 гг., в ее рамках из России вывели более $20 млрд. Но сейчас включение в схему судебных приставов делает ее почти неуязвимой: схема защищена законодательно со всех сторон. Как уточнили в ЦБ, первопричина схемы — отсутствие у судов полномочий проверять суть сделок между кредитором и должником и реальность деятельности этих компаний.
В Верховном суде комментировать участие судов в схеме отказались, а в ФССП ответили, что не имеют полномочий по оценке судебных решений, а только исполняют их. Банки также ничего не могут сделать: поручение о переводе поступает от судебных приставов, и отказать им банкиры не имеют права.
Чтобы противодействовать схеме, Центробанк планирует опубликовать рекомендации для банков: операции, которые проводятся с использованием данной схемы взыскания, следует квалифицировать как подозрительные. Кроме того, банку следует обратить повышенное внимание ко всем операциям такого клиента.
Еще один предполагаемый способ решения проблемы — реформа третейских судов, в рамках которой к ним ужесточены требования.
«Теоретически такая схема может перекочевать в обычные суды. Однако арбитражные суды все-таки должны более содержательно подходить к решению таких вопросов и изучать, например, вопрос о том, насколько решение о взыскании может нарушить права других кредиторов, то есть не просто формально удовлетворять требования истца лишь на том основании, что должник готов погасить свой долг», — сказал газете партнер юридической компании «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов.