Магазины страны останутся без молока
Производство молока и его поставки в магазины могут прекратиться по всей России. Причина тому - необходимость оформлять ветеринарные сопроводительные документы к каждой произведенной партии.
Как пишет «Коммерсантъ», производители питьевого пакетированного молока обязаны оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) с марта 2016 года по приказу Минсельхоза №648.
Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе администрации президента Сергею Иванову и замглавы Минэкономики Олегу Фомичеву с просьбой отозвать приказ Минсельхоза. По их мнению, требования, изложенные в приказе, могут привести к приостановке производства и прекращению поставок молока в торговые точки по всей стране.
Приказ №648 стал неожиданностью для участников молочного рынка: он был обнаружен в базе «Гарант» случайно, рассказали в «Союзмолоке». Приказ не прошел стадию общественного обсуждения и был утвержден с нарушениями процедуры оценки регулирующего воздействия, указывают в союзе. Также подчеркивается, что приказ противоречит закону «О ветеринарии»: в нем говорится, что питьевое молоко входит в число товаров, ВСД по которым вводится 1 января 2018 года и только в электронном виде.
Никто из участников рынка не может выполнить требований Минсельхоза, уверена директор по коммуникациям PepsiCo Марина Зибарева. Выпуск молока с ВСД должен сопровождаться увеличением персонала на несколько тысяч сотрудников, переоснащением линий, изменением производственного контроля и складского учета, добавляет директор по связям с общественностью и госорганами ГК Danone в России Марина Балабанова. В связи с этим молоко подорожает, с чем согласны и в PepsiCo: там предсказали рост себестоимости на 5,5-5,9%. В «Союзмолоке», куда входят PepsiCo и ГК Danone, уже подсчитали, что суточный объем потерь молочного сырья и не допущенной к развозу по магазинам продукции составит 3 тыс. т.
«Если переложить затраты на ветсертификацию в том виде, в каком она существует сейчас, в стоимость продукта, то они добавят к отпускной цене около 10%», — уточнила Балабанова.
По данным Nielsen, ежегодно в России продается 2,4 млн тонн пастеризованного и ультрапастеризованного молока. Средняя цена одного литра жирностью 2,5-3,2% за 2015 год выросла на 6% — до 47,65 руб.