В Саратове — айфоны, на Урале — дроны. Что хотели производить свердловские губернаторы
Саратовский губернатор предложил выпускать iPhone 7: «У нас же есть мозги?». DK.RU решил вспомнить, что собирались производить главы уральского региона — список оказался широким, от BMW до протезов.
Накануне губернатор Саратовской области Валерий Радаев предложил руководству завода СЭПО (Саратовское электроагрегатное производственное объединение) выпускать iPhone 7, пишет портал Saratovnews.ru. Во время доклада на заседании актива региона директор предприятия Евгений Резник заявил, что средний срок службы холодильника «Саратов» составляет 35 лет. Г-н Радаев похвалил работу предприятия и заявил о необходимости «разобраться в потенциале области и населения».
«Давайте сейчас вместе «iPhone 7» выпустим в Саратове, — вдруг предложил саратовский губернатор.
Г-н Резник отметил, что у региона не хватит денег на лицензию. «Нам всего хватит, у нас же есть мозги?», — спросил г-н Радаев. «Мозги есть», — ответил Резник. Так давайте проработаем этот вопрос», — резюмировал губернатор поволжского региона.
На фоне предложения саратовского губернатора DK.RU решил вспомнить, что в разное время предлагали выпускать в регионе свердловские губернаторы и различные энтузиасты. Список получился внушительным, и большая часть этих планов так до сих пор и не реализовались.
Так, в 2007 г. глава региона Эдуард Россель посетил Баварию и предложил топ-менеджерам компании BMW организовать выпуск автомобилей на Урале.
«Нам крайне важно иметь в центре России крупнейший сборочный завод по производству качественных автомобилей, соответствующих платежеспособности россиян», — цитировал главу области «Новый регион».
Кроме того, на Ирбитском мотозаводе Россель предложил производить мотоциклы и мопеды BMW. Впрочем, о реакции немецкой стороны тогда не сообщалось.
Годом ранее г-н Россель предложил управляющему компании «Циим Имиджинг Гмбх» Йоргу-Петеру Штребелю организовать на базе Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения (сейчас — ВСМПО-Ависма) совместное производство протезов из титана, писало Ura.ru. Дальше идеи проект также не продвинулся.
Впрочем, Эдуард Россель зазывал на Урал не только немецкие компании, но и китайские. В частности, предприятию «Аэронавтик Янгтон» в 2006 г. он предлагал выпускать микроавтобусы на базе того же Ирбитского мотозавода.
«В ходе встречи была достигнута договоренность, что сначала несколько микроавтобусов пройдут испытания на уральских дорогах, чтобы проверить, соответствуют ли они климатическим условиям региона», — писал «Интерфакс-Урал». Чем закончились испытания, позднее не сообщалось.
В 2009 г., когда покупательская способность населения резко упала, Эдуард Россель предлагал свердловчанам заняться заготовкой варенья.
«Это очень выгодное дело, особенно если организовать переработку - производить соки, варенье, джемы, продукты из лекарственных трав и так далее. Из кризиса область вытянут свиноводство, сбор ягод, грибов и кореньев», — цитировала губернатора «Российская газета».
Следующий свердловский губернатор, Александр Мишарин, тоже не был чужд сельскому хозяйству. Так, в 2010 г. он посоветовал Артинскому заводу, который более 200 лет выпускает сельхозинвентарь, выпускать сувенирные косы и пообещал всемерно их продвигать, писали Ura.ru.
«Все, кто приезжает в Свердловскую область, должны уезжать с косой. Надо сделать, и я всем гостям буду ее дарить», — заявил тогда губернатор.
В 2011 г., когда в тяжелой ситуации оказался Богословский алюминиевый завод, градообразующее предприятие Краснотурьинска, Мишарин предложил тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву организовать на Урале алюминиевый кластер. Кооперация крупнейших предприятий (БАЗ, КУМЗ и УАЗ) должна была защитить их от колебаний цен на сырье, говорил г-н Мишарин.
Нынешнему губернатору Евгению Куйвашеву в 2012 г. нужно было найти инвесторов, готовых работать на площадке банкротящегося завода «АМУР» в Новоуральске.
Организовать там производство предлагали многим компаниям, в частности, московскому «ЗИЛу» и машиностроительной корпорации Bombardier, однако безуспешно. В следующем году г-н Куйвашев предлагал организовать в области производство уже японской компании Honda (которая сейчас существенно сократила присутствие на российском рынке).
В начале 2014 г. области пришлось столкнуться с кризисом в ЖКХ. После того как город Сухой Лог зимой остался без воды, глава региона предложил производить в области трубы для коммунальных нужд и даже поручил Минпрому и МинЖКХ подготовить соответствующее инвестиционное предложение. Наконец, тогда же он высказал идею развивать на Среднем Урале производство летательных аппаратов, в том числе и дирижаблей.
И это далеко не полный список. В частности, за последние три года в Свердловской области предлагали организовать выпуск словацких автобусов Troliga Bus, японская Nippro собиралась инвестировать во вторую очередь «Уральского стекольного завода», а компания Mitsubishi — построить завод по сжиганию мусора. Пока все эти планы остались только на бумаге.
Одна из последних идей, правда, не принадлежащая губернатору — организовать в области производство дронов для распыления удобрений. Этим решили заняться ученые Уральского государственного аграрного университета, сообщал в январе 2016 г. ТАСС со ссылкой на замдекана факультета транспортно-технологических машин и сервиса вуза Павла Кривоногова. Разработчики отмечали, что первые образцы квадракоптеров могут появиться в УрФО уже в следующем году.
Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что за последние 10 лет в Свердловской области запускались новые производства, в том числе и с иностранным участием.