Российские потребители в шаге от позитива и приготовились раскошелиться. Чего ждет бизнес?
Потребительские настроения в России вышли из негативной зоны впервые за три года. Ситуация в реальности почти не изменилась, но люди привыкли к кризису, и жизнь не кажется им такой же напряженной.
Индекс потребительских настроений в России в I квартале 2017 г. вырос на 8 пунктов по сравнению с декабрем 2016 г. и достиг 100 пунктов, говорится в исследовании GfK. Показатель разделяет негативную и позитивную зону того, как потребители оценивают ситуацию в экономике и личных финансах, и их настроения влияют на готовность покупать товары и услуги. Индекс в шаге от позитива впервые с 2014 г.
Потребители стали позитивнее почти во всех федеральных округах, быстрее всего он восстанавливается на Урале, в Сибири и Москве, говорит генеральный директор GfK Rus Александр Демидов. В негативной зоне пока остаются Поволжье, Южный ФО и Дальний Восток, хотя и там показатели улучшились. Индекс вырос за счет некоторого улучшения экономической ситуации, к тому россияне привыкли к кризису. Сейчас ситуация не кажется им такой напряженной, но в реальности она почти не улучшилась, сказал Демидов «Ведомостям».
Источник: GfK (кликните для увеличения)
Ритейлеры, опрошенные «Коммерсантом», оценивают улучшение потребительских настроений сдержанно и пока отмечают, что делать выводы о смене тренда рано. Покупатели по-прежнему ведут себя рационально, ищут лучшую цену, а большинство не совершают спонтанных покупок, говорит представитель ГК «Дикси» Антон Пантелеев.
Текущая экономическая ситуация воспринимается россиянами как новая норма, и потребители начинают возвращаться к спонтанно-рациональному типу покупки, говорилось ранее в исследовании GfK. Вместе с тем у людей появился ряд привычек, которые, как считают в компании, останутся с ними надолго: поиск лучших цен и промо, покупка только необходимых товаров и услуг, а также использование приложений по агрегации скидок.