В школах Эстонии нет четкой программы, «олимпиадников», академизма. Но они — первые в мире
Эстонские школьники отлично сдали тесты PISA, чего не смогли сделать ученики той же страны из русских школ. Чем отличается система образования и нужен ли сегодня советский «фундаментализм»?
Международный рейтинг школьного образования PISA вывел в мировые лидеры школы Эстонии. Еще несколько недель все восхищались «финской моделью», теперь пытаются понять, как и чему учат подрастающее поколение Эстонии.
Рейтинг PISA составляется так называемым «клубом богатых стран» — Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как говорят авторы проекта, они проверяют у детей «навыки будущего». Тест построен вокруг «функциональной грамотности», то есть умения справляться с реальными жизненными проблемами. Это значит, что детям надо не просто решить уравнение по формуле, им надо сообразить, какую именно формулу стоит применить, чтобы рассчитать самую выгодную ипотеку. В ОЭСР признают, что «этому не учат в школах». Но, как сказано в описании проекта, «жизнь тоже несправедлива» — там надо решать реальные проблемы, а не реанимировать школьные формулы.
Специалисты отследили успехи тех, кто писал тест в 2000 году, и оказалось, что чем больше баллов школьник набирал в PISA, тем лучше складывалась его карьера.
Согласно последнему тестированию, эстонские школьники заняли пятое место в мире по чтению, восьмое место по математике и четвертое по химии. Они обогнали всех постсоветских соседей, весь Евросоюз и все страны-члены ОЭСР.
Руководитель по развитию Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Юлия Кронеечева говорит, что PISA показывает мировые тенденции в школьном образовании: оно становится менее академическим и более ориентированным на практические задачи. У Эстонии получилось уловить эти тенденции лучше, чем у большинства развитых стран мира, пишет ВВС.
Никакой четкой программы
В школах страны нет строгой программы, поэтому учителя могут уделять внимание тому, что сами считают нужным. При этом государство устанавливает «компетенции», которые дети должны получить за годы обучения, например, компьютерно-коммуникационные навыки — ICT. Дальше —почти полная свобода.
Для того чтобы идти в ногу со временем, эстонские учителя начали подстраиваться под тесты PISA. А министерство все чаще включает задания на функциональную грамотность в проверочные работы.
«Преподаватели коррелируют свое преподавание от одного PISA до другого, если в предыдущий раз получался не очень успешный результат, то учитель этому уделяет особое внимание», — рассказала образовательный технолог Кесклиннаской гимназии Людмила Рождественская.
Каждый знает, какие цели надо достигнуть, но как именно это сделать — дело каждого конкретного учителя, — рассказал Русской службе ВВС канцлер министерства образования Март Лайдметс.
Объединение предметов
На практике учеба «по PISA» имеет свою специфику. Во-первых, в Эстонии очень любят смешивать несколько предметов в один урок. А это, как говорит Март Лейдметс, «дает школьникам возможность понять, как использовать знания для решения реальных проблем реальной жизни». Как раз то, что проверяет PISA.
В Кесклиннаской гимназии учителя программирования и изобразительного искусства проводят общий урок, где детям надо написать программу для разноцветного фонарика. Это информатика.
Программу надо загрузить на микроконтроллер, к которому подсоединяются провода с лампочками, все это вставляется в самодельный фонарик. Это уже урок труда и изобразительное искусство.
Такие мастерские проводятся несколько раз в год, а для повседневного совмещения предметов учителя могут, например, провести урок физики на английском или совместить с математикой в виртуальной среде.
Такую практику преподавания Эстония переняла у Финляндии еще в 90-е годы.
Нет фокуса на «олимпиадниках»
Еще один принцип, который Эстония позаимствовала у Финляндии, — это равенство.
В Финляндии есть установка учить каждого. Мне кажется, когда мы тоже стали думать о том, чтобы учить каждого, стало в целом лучше. Человечнее стали, что ли. С учителей больше не спрашивают «дай результат олимпиад любой ценой», как это происходит в России, если сравнивать с Россией, — говорит Людмила Рождественская.
Это тоже помогает подняться в рейтинге PISA, потому что этот тест проводится по принципу случайной выборки.
Когда учитель уделяет внимание всем детям, а не только олимпиадникам, есть шанс поднять общий уровень класса или школы.
«Это не значит, что у нас нет олимпиадников, их много. Но есть и индивидуальный подход к тем, кто послабее. Есть помощники учителей. Если ребенок вместе со всем классом не успевает освоить материал, помощник учителя занимается с ним отдельно или в маленькой группе», — говорит директор Костиверской школы Ольга Сайковская.
Всем по компьютеру
Третья специфика эстонского образования — дигитализация. Эстонские дети привыкают к компьютерам с первого класса, а это, по словам Лейдметса, помогает в тестах PISA.
Эти тесты очень дигитальные, во многих странах к этому не привыкли. А в эстонском обществе без цифровых навыков не выжить, 98% услуг госучреждений предоставляются в цифровом формате, — говорит Март Лайдметс.
По словам Лайдметса, Эстония стала первой страной в мире, которая внесла информационно-коммуникационные навыки (ICT) в государственную школьную программу.
В первом классе дети программируют робота-пчелку, в восьмом работают с микроконтроллерами, а в десятом пишут видео-игры в питоне (язык программирования). Как минимум один урок в неделю по каждому предмету проходит в виртуальной среде. Технику обеспечивает либо государство, либо самоуправление.
Параллельно государство вкладывает в обучение учителей — по 4,3 миллиона евро в год. По данным Talis (еще одно исследование OECD), 54% учителей старше 50 лет, компьютерами владеют не все.
Тяжело, но интересно. Все же меняется. Спросите у ваших бабушек, калькуляторов не было, была логарифмическая линейка, потом появились калькуляторы, потом все остальное, — говорит учительница физики Елена Гуляева из Тынисмяэской школы, она работает в школе с 1982 года.
Тому, как справляться с этим информационным шумом, посвящены отдельные уроки.
«Нас учат не доверять первому попавшемуся источнику, надо проверять, достоверная ли информация, смотреть в разных источниках, может, найти какую-то книгу», — объясняет Роберт, десятиклассник из Кесклиннаской гимназии.
За безопасностью детей в интернете следят специальные полицейские — веб-констебли. Они отвечают на вопросы школьников прямо в соцсетях, а иногда приходят на уроки. Говорят о том, что интересует детей или беспокоило учителей: от кибербуллинга до Момо.
«В техническом плане дети очень продвинутые, но у них нет социальных навыков, чтобы, например, справиться с угрозами, — поясняет лейтенант эстонской полиции Маарья Пунак. — У нас есть олимпиада по социальным навыкам для четырехклассников: я буллю их в интернете, а их задача - остановить буллинг. Треть начинала буллить в ответ, это значит, что у них не было навыков, и мы должны их этому научить».
Русскоязычные школы отстают?
Примерно треть населения Эстонии — русские. И русские дети преимущественно учатся в русских школах. Согласно результатам PISA, они справляются с тестом хуже учеников эстонских школ, отстают на 42 пункта по чтению и химии, на 29 пунктов по математике.
В самой Эстонии никто не может объяснить, откуда эта разница. Учителя русских школ в первую очередь говорят о проблеме билингвальности: с десятого класса русские дети учатся на двух языках, что, теоретически, может осложнять усвоение предмета. Кроме того, в русских школах уходит много дополнительных часов на изучение эстонского языка. Эстонские школы могут тратить эти часы на физику или математику. Кроме того, на русском языке учебных материалов меньше, чем на эстонском.
Впрочем, в соседней Латвии, где русскоязычное население составляют около 40%, билингвальное обучение начинается уже с основной школы, но латышские и русские дети сдают тесты PISA одинаково.
В русских школах сохраняется не скажу что полностью советская модель обучения... но модель «снизу вверх», думаю, есть, — рассуждает Ольга Сайковская (сама она русская, но руководит эстонской школой). — А в эстонских школах учитель для ученика — это не царь-бог и безусловный авторитет, а такой друг и товарищ. Он не приказывает, а советует, направляет.
Людмила Рождественская говорит, что русский учитель привык к дисциплине, в итоге и русские дети оказываются более дисциплинированными, что плохо сказывается на результатах в PISA.
«Они боятся написать неправильный ответ. Это, конечно, плохо. Дисциплина — это следование какому-то образцу, стандарту. В тестах PISA этот стандарт все время как-то плавает», — считает Людмила Рождественская.
При этом она отмечает, что Россия отстает в тестах PISA, но лидирует в более академических рейтингах — например, PIRLS и TIMSS.