«В сложные времена надо ставить грандиозные цели, а я слышу, как люди говорят о выживании»
«Сегодня создана система, которая не располагает к созиданию. И проблема в том, что большинство просто-напросто не стремится к творчеству. 70 лет советской власти отучило народ от этого».
Есть ли сходство у текущего исторического периода и 70-80-х годов прошлого столетия? Эту тему спикеры обсуждали в рамках проекта «Умная среда».
Встреча была посвящена эпохе застоя, и спикеры сошлись во мнении,что сегодняшняя Россия, безусловно, далека от времени экономических, политических и социальных прорывов. Основатель компании «Норд» Илья Борзенков уверен, что сегодня страна находится в застое. Во время обсуждения он отметил, что «любой человек, который имеет отношение к экономике или политике, понимает: для того чтобы Россия вышла из застоя, стране нужно вернуться в мировую экономику». Между тем, предприниматель высказал мысль о том, что время застоя — не самое худшее, что могло случиться со страной:
Порой, когда я смотрю на законодательную инициативу сегодняшней власти, то думаю, что стране лучше было бы, если бы все эти депутаты пару лет просто посидели дома и ничего не предпринимали. Потому что современные инициативы ведут к ухудшению экономической ситуации. Я очень патриотичный инвестор, но даже у меня пропадает желание вкладывать деньги в российский бизнес, что уж говорить о китайцах или чехах. Так что, с одной стороны, то, что у нас застой, не так уж и плохо, страшно подумать, что было бы в эпоху перемен, с какой скоростью бы издавались законодательные инициативы.
Профессор, доктор философских наук Лев Закс добавил, что сегодняшнее время и 70-е годы нет смысла сравнивать, поскольку это разное экономическое, историческое и типологическое время, тем не менее, термин «застой» очень хорошо подходит для описания сегодняшних реалий. На DK.RU мы публикуем выступление профессора, в котором он объясняет, почему страна находится в застое и что поможет нам из этой ситуации выйти.
Лев Закс, профессор, доктор философских наук, ректор Гуманитарного университета (Екатеринбург):
— Если мне в 91-ом году кто-нибудь сказал бы, что я тридцать лет спустя буду говорить о застое не как об историческом, а как об актуальном феномене, то я бы не поверил. Но действительно, сегодня термин «застой» актуален как никогда. Для меня совершенно очевидно, что страна находится в состоянии стагнации, и даже большие руководители уже это признали.
Надо понимать, что исторически сегодняшний застой не имеет ничего общего с застоем в эпоху СССР. Сходство одно — констатация стагнации, признание падения, а в остальном ситуации разные. И, конечно, нельзя рассматривать ситуацию в России отдельно от всего мира. Дело в том, что сегодня в мире правят консервативные силы, это тревожно.
В мире есть силы, которые рвутся вперед и ловят ветер исторических перемен, а есть силы, которым страшны перемены.
Например, средняя Англия, состоящая из бабушек, которая проголосовала за Брекзит, — это те, кому страшны перемены. Люди, которые голосовали за Трампа, — это люди, для которых мексиканцы, лезущие через стену, символизируют конец стабильной Америки. В Польше консерватизм выражается партией, которая у власти. Так что консервативная волна очень сильна, и то, что происходит в России, в общем-то, рифмуется с мировыми тенденциями.
Я сознательно упрощаю, но исторический опыт показывает, что все развитие страны и выходы из кризиса упираются в мотивацию. Есть у людей мотивация к творчеству или экономическому прорыву — все получается, страна двигается вперед. Очень важная симптоматика застоя — это застой в идеологическом плане. Ведь люди живут идеями, проектами. В 70-е годы советская власть обнаружила свою полную импотенцию, когда придумала идею развитого социализма. Эта идеологическая задумка была крахом, людей не смогли объединить.
Сегодня создана система, которая не располагает к созиданию. Казалось бы, кто заставляет людей голосовать за человека, который не создает условия для творчества? Но проблема в том, что большинство просто-напросто не стремится к творчеству. 70 лет советской власти отучило народ от созидания, от субъективного.
В нашем обществе есть 5-7% людей, которые могут стать лидерами и вытянуть страну на новый уровень. Задача власти — поддерживать созидающие силы, но она делает все, чтобы лидерам было трудно.
Взять хотя бы предпринимателей. Они сталкиваются с практически непреодолимыми, часто искусственными трудностями: бюрократия, проверки, штрафы и так далее. В Италии для того, чтобы начать бизнес, нужно 15 минут времени и никаких проверок. А сравните с Россией?
Казалось бы, кому это выгодно — удерживать развитие, когда страна реально завязла, отстает? Но давайте смотреть правде в глаза: если власти дадут вам право действовать, как вы хотите, то нужно будет дать право выбирать власть. Когда вы поймете, что можете выбирать власть, вы пойдете на выборы и скажете: «Эта власть плохая, я хочу, чтобы она менялась». А власть не хочет меняться.
В общем-то никакого парадокса в том, что власть не хочет меняться, нет. Когда мы стареем, мы начинаем ругать своих детей, говорим, что «нынешнее поколение совсем не то», выступаем против перемен, то есть мы консервируемся. То же самое происходит и с властью. Умерший уже Карл Лагерфельд однажды сказал: «Если мы ностальгируем, значит, мы отстали от своего времени». Так что наша власть просто отстала от времени.
Поскольку власть не меняется, многие сегодня говорят о том, что ходить на выборы нет смысла. Я в этом вижу симптом «эпохи застоя». Отказ идти на выборы — болезнь нашего социума. В нормальном обществе гражданам такое в голову не придет. Здоровое общество держится на сотрудничестве людей. Сотрудничество — это прежде всего солидарность, способность к объединению, а мы сегодня этого совсем не демонстрируем.
Сегодня главным тормозом для дальнейшего развития, для выхода из застоя является дефицит культуры. Культура не спускается с Луны. Ее нельзя импортировать или купить. Если у нас население не платит налоги, это не значит, что оно плохое, просто у него нет привычки это делать. Ленин когда-то очень хорошо сказал: «Культурой можно считать то, что вошло в кровь, в быт, в привычку». В Дании, например, люди не знают, что такое взятка. Откуда это взялось? Не от того, что там отличная партия у власти, это наработанные вещи, культура. Россия пока что лишена такой наработки.
В такой непростой ситуации нужно ставить себе запредельные задачи, амбициозные — это тащит человека и страну вперед. Мы должны требовать от себя максимум, ставить грандиозные цели, стремиться к прорывам, а в последнее время я, к сожалению, все чаще слышу, как люди говорят о выживании.