«В создании франшизы есть что-то от порно-бизнеса». Колонка Андрея Дворникова
«Я не знаю такой компании, которая бы по-честному продавала франшизу. Как правило, либо цена завышена, либо продают фигню». Колонка Андрея Дворникова про франшизу и антифраншизу — для DK.RU
Андрей Дворников, владелец сети мужских парикмахерских в Екатеринбурге, Томске, Нижнем Тагиле, барбершопа «КОРОЧЕ», барбершопа для девушек Holy Moly, концепт-салона Elementica:
— Мне удалось побывать по разные стороны баррикад: когда после 20 лет работы на телевидении я решил заняться бизнесом, начал свой путь с франшизы — и знаю изнутри все недостатки этой системы. Поэтому сейчас, планируя запустить франшизу собственного проекта, намерен делать это с учетом прежнего опыта. Но, опять таки, понимаю: создавать франшизу — плодить беспомощных непредпринимателей.
Есть в этом что-то от занятия порно-бизнесом: мол, я фильмы снимаю, а ты если не хочешь смотреть — не смотри. Такая сделка с совестью, что ли.
Франчайзинг в России сам по себе пока очень молодой, я не знаю такой компании, которая бы по-честному продавала франшизу. Как правило, либо цена завышена, либо продают фигню. Мы, например, приобретая франшизу, получили по сути только вывеску. Нам прислали бренд бук. Всё. Договор был сделан, можно сказать, на коленке. Он, собственно, и сейчас работает в том виде. Нам просто понравился проект, и было все равно, если честно — решили, что справимся и сами. И справляемся уже три года. Но такой подход породил множество проблем.
Когда мы знакомились с франшизером, его не интересовало, кто мы такие, каковы наши планы и амбиции. И зря. Потому что сейчас мы как бельмо в глазу у головной компании — люди мы творческие и, естественно, привносили в бренд свою самость. А у головной компании со временем выпестовался собственный взгляд на то, как все должно быть. Сейчас есть огромный том — руководство для партнеров, где прописано все вплоть до согласования пиар-кампаний и постов в Instagram с головной компанией. Причем когда мы начинали работать, ничего этого не было.
То есть заходишь в проект под одним соусом, продолжаешь его под другим, заканчивать, видимо, будем под третьим. Ты как предприниматель любишь предпринимать, а тебе говорят — нет, ты наемник.
Это вызывает постоянные конфликты, потому что договор все-таки прописан пространно, но закон все трактует в пользу правообладателя. До суда мы не бодаемся, но нервы друг другу треплем постоянно.
Еще одно расхождение вызвано нашим бурным ростом. Когда мы подписывали договор, у франшизера не было понимания, как быстро сеть партнеров будет увеличиваться. Мы на тот момент были только четвертыми франчайзи в России, а сейчас их по миру больше 60. На второй год работы мы открыли вторую точку в Екатеринбурге, потом — в Томске, в Нижнем Тагиле. А роялти платили только за первый филиал — так в договоре было прописано. Никто не предполагал, что мы так стартанем.
Тут к нам пришли из головной компании и говорят: «Договор договором, но давайте по справедливости».
Мы: «Ну, давайте. А что взамен? Мы сами все делали, вы нам не помогали». И вот тут они начали усиленно помогать. Хотя ничего этого нам уже не требовалось. В итоге за другие филиалы платить роялти мы не стали.
Вообще компания должна изначально понимать, что, продавая франшизу, она, по сути, нанимает в штат некого предпринимателя с амбициями.
Он будет работать на ваш бизнес и должен будет приносить деньги, но он же начнет вам выкручивать некоторые места. Постоянно.
И нужно быть готовым регулярно рулиться с франчайзи, который работает где-нибудь, например, во Владивостоке.
Поработав по франшизе мы поняли, что не наш это путь — нам интереснее создавать свое. Так появились проекты Holy Moly, Elementica, «КОРОЧЕ». И вот теперь есть желание упаковать франшизу собственного проекта — «КОРОЧЕ» — так, чтобы развернуть нынешний опыт на 180 градусов. Создать, если хотите, антифраншизу.
Идея такова: убрать из бизнеса все лишнее, что не влияет на принятие решения покупателем. Снизить ценовой сегмент. Большая часть барбершопов работают ближе к сегменту «премиум», мы же нацелены на «эконом плюс», может быть, «бизнес».Запуская «КОРОЧЕ» мы подумали, зачем тратить 2 млн руб. на открытие салона, давайте попробуем открыть за 1 млн. Попробовали — получилось. Поняли, что можно и дешевле.
У нас есть четкое понимание: мы не должны увеличивать трение при входе во франшизу.
Бренд бук у нас есть, можем отдать его просто так. Паушальный взнос не обязательно, роялти — нафиг.
Договором франчайзи все равно не удержишь, так что планируем заключать его на год. Паушалка и роялти со второго года. Я считаю, так честнее: мы же не барыги. Если франчайзи не достиг результата, он может уйти, сменить вывеску. Мы готовы в этом случае выкупить у него салон. Но если все получилось так, как мы обещали, он будет рад заплатить нам в итоге.
Никаких особых стандартов, правил работы не предполагается. Ну, дам я стандарты, но они же могут франчайзи не подойти — где-нибудь во Владивостоке или Саратове. Есть мнение, что такой подход может подпортить мне имидж — если качество услуг у партнера окажется низким. Но я верю в здравый смысл: зачем я должен контролировать бизнесменов, которые наверняка понимают, что сервис — главное. Все-таки мы продаем франшизу предпринимателю, который понимает механизм рынка. Если не понимает — научим. Ну, или нам не по пути.
Ясно, что эти идеи еще нужно докручивать, юридически упаковывать. Но мы готовы. Для нас это стимул самим развиваться дальше.