«В среду родила, в понедельник вышла на работу». Почему женщины в бизнесе успешнее мужчин
«Мы подписали меморандум на розовой бумаге и в шесть утра вручили его премьер-министру Японии Синдзо Абэ. Были единственными, кто успел это сделать», — Елена Мякотникова, АСИ.
Елена Мякотникова — корпоративный директор «Агентства стратегических инцииатив» (АСИ). Ранее она занимала различные должности в группе компаний «Артур Андерсен» (Эрнст и Янг), была вице-президентом по финансам холдинговой компании «Росгосстрах», финансовым директором МегаФон-Москва. Еще Елена — многодетная мама.
Елена Мякотникова рассказала о «мягкой силе» в бизнесе, вкладе женщин-предпринимательниц в экономику страны и том, почему пока мужчины меряются крутостью, женщины успешно договариваются.
Елена Мякотникова, корпоративный директор «Агентства стратегических инициатив»:
— Я когда в 97-м году вышла замуж, решила: ну все, теперь я жена, будущая мать. В шесть часов вечера мне надо сбегать с работы, чтобы успеть домой перед мужем — приготовить ему ужин. Я стала отказываться от командировок и интересных проектов. До замужества же я работала 24 часа в сутки. Меньше, чем через год я пришла к мужу со словами: «Дорогой, любовь закончилась, я от тебя ухожу, потому что я так жить не могу».
Он говорит: «Подожди, а что произошло? Мы шесть лет знакомы, в чем дело?». «Ты меня во всем ограничиваешь, зажимаешь! Все так ужасно! Я поняла, что хочу делать карьеру!». Он: «Так кто против-то? Я совершенно не возражал. Знал, на ком женюсь. Вижу: год ты делаешь какие-то нестандартные вещи, но подумал — ладно, нравится борщи поварить — повари. Научишься, наконец».
В 2004 г. у меня наступила долгожданная беременность. В тот момент я была финансовым директором московского «Мегафона». Абсолютно телекоммуникационная компания, кругом одни мужчины. Пришла к руководству: «Я беременна. Готова запустить операцию «Преемник» — больше в жизни работать не планирую, заняла уже все должности, какие хотела. Буду теперь женой и матерью». Но все время что-то происходило, и у меня никак не получалось уйти в декрет.
Уже подходит дата родов — 2 апреля, а у нас — реструктуризация сделок на 156 млн долларов: 14 банков, конфликт акционеров. Дата родов сдвигается, 4 апреля я прихожу на работу и слышу: «Мякотникова, видишь, если постараешься, можешь же немножко потерпеть! Потерпи еще до пятницы». До пятницы, говорю, не уверена, но мне нужно взять день, чтобы купить коляску и другие вещи. Во вторник я взяла day off, в среду родила ребенка, в пятницу у нас был первый селектор, а в понедельник я вышла на работу.
Сейчас я — многодетная мама. Я веду группы в соцсетях для мам, рассказываю о своем опыте. У меня два профиля в соцсетях. Один — где я пишу про работу. Второй — личный, где четко написано: «Быть родителем — это не о том, как растить детей, а как расти самому».
Ту энергию, которая накапливается у нас, у девочек, и которую направляют иногда в блогерство, иногда — в какие-то мамашкинские обсуждения, нужно направлять в мирное русло. У нас есть прекрасные истории успеха, которые вдохновляют девчонок, дают возможность мужчинам посмотреть иначе на женщин.
Forbes назвал Татьяну Бакальчук (основатель Wildberries — прим. Ред.) второй женщиной-миллиардером России. Она начала свой бизнес, находясь в декрете.
Когда мы взаимодействовали с правительством Южной Кореи, то выяснили, что вовлечение мамочек, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в экономическую активность (в том числе, обучение, предпринимательство) даже на два часа в день, дает 0,2% роста ВВП на горизонте трех лет. Это много денег. И для нас, как для страны, это очень актуально.
Президент представляет Россию на G20, а меня в этом году делегировали на «Женскую двадцатку» (W20) в Японии. Она проходила одновременно с Business 20, которую представлял Александр Шохин. У меня была возможность сходить и туда, и туда. По итогам должен быть подписан один документ, который визирует представитель каждой страны-участницы — в этом случае затем он затем направляется президентам. Двое суток разных обсуждений. На Business 20: 15-минутное выступление-представление, потом про страну и далее «торговля» по формулировкам. Business 20 свой меморандум не выпустила.
Мы на W20 встречаемся девочками — все более-менее знакомы. Находимся на территории конгресс-центра и заканчиваем обсуждения часа в четыре утра. Говорят: «Короче, девчонки. У нас двое суток на выпуск меморандума. Лучшие косметические маски находятся там-то. У нас у всех дети — крутые игрушки, которыми надо затариться — бог знает где в музее Гэтсби, мы туда не доберемся. Давайте быстро распределимся: кто занимается масками, кто организацией нашего досуга, кто найдет того, кто привезет нам список игрушек, которые мы выберем. И начинаем договариваться».
В итоге у нас была косметическая тусовка — мы успели перепробовать все маски и купить. Мы затарились игрушками, какими только можно. Музей Гэтсби приехал к нам сам. Мы купили все, что нужно было из японской продуктовой линейки, включая конфеты с васаби. И, естественно, мы подписали меморандум, потому что нам надо было успеть все. Мы подписали его на розовой бумаге и в шесть утра вручили премьер-министру Японии Синдзо Абэ.
Я специально (в презентации) ушла от цифр в эмоции. Да, вовлечение женщин в экономику дает большой эффект, но мы хотим показать его через личные примеры. В Германии основной проект по вовлечению женщин в предпринимательство назывался «Разбуди спящую красавицу». Сейчас это очень во мне откликается. Есть известная картинка, где по карьерной лестнице бегут мужчины и женщины. И есть препятствия, которые поначалу не видны. Но если картинку увеличить, видно, что у женщин есть еще стирка, садик, школа, родительское собрание. Несмотря на то, что сейчас мужчины и ходят в декреты, и помогают женам, все это в нашей стране априори считается женским делом.
Но <деловая> женская повестка сегодня действительно очень звучит. Она нежнее, мягче. Мы через женские каналы коммуникации начинаем взаимодействовать с американским женским сообществом. Начали с бизнеса, сейчас расширяем на социальную и общую повестку. Мы стараемся избегать слова сила, но в международной повестке это называется «мягкая сила». Мы — не феминистки. Я хочу, чтобы мне открывали дверь, носили чемодан. Я девочка-девочка. Обожаю своего мужа, он, безусловно, главный у нас в семье. В завершение хочу сказать: главное, не бойтесь. У вас не должно быть выбора — либо карьера, либо семья. У вас есть право делать все.
Колонка написана на основе выступления Елены Мякотниковой на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019), автор текста Анна Хлебникова / DK.RU