В США стартап привлек $120 млн на соковыжималку. Ее заподозрили в бесполезности
Технологические стартапы с легкостью привлекают миллионы долларов, но их смысл порой вызывает сомнение. Компания, выпускающая «умные» соковыжималки, пытается доказать свою пользу.
Компания Juicero стала одним из самых щедро профинансированных стартапов в Силиконовой долине в прошлом году, пишет Bloomberg. Она производит подключенные к интернету соковыжималки, которые выжимают сок из пакета с нарезанными овощами и фруктами. Основатель компании Даг Эванс (Doug Evans), последователь здорового питания, сравнивает себя со Стивом Джобсом, а разработку своего гаджета — с изобретением персонального компьютера. По его словам, пресс соковыжималки имеет усилие в четыре тонны — этого хватит, чтобы поднять два автомобиля Tesla. Juicero привлек $120 млн от венчурного фонда Google и других инвесторов. Соковыжималка стоит $400, плюс отдельно оплачиваются пакеты со смесью, которые доставляются еженедельно.
Но после того как продукт появился в продаже, некоторые инвесторы удивились: выяснилось, что из пакета с нарезанными овощами и фруктами можно выжать сок голыми руками. Репортеры Bloomberg провели эксперимент и обнаружили, что, если сдавить пакет вручную, то можно получить такой же объем сока, причем иногда даже быстрее, чем с помощью соковыжималки. Два инвестора были ошарашены, обнаружив это.
В Juicero отказались от комментариев. Человек, близкий к компании, сказал изданию, что в стартапе осознают возможность выжать сок из пакета руками, но большинство предпочитают использовать соковыжималку — это последовательнее и чище. Гаджет также считывает QR-код на упаковке и проверяет содержание, а также срок годности.
Г-н Эванс привлек финансирование для Juicero еще в 2014 г., когда у компании даже не было рабочего прототипа соковыжималки. В стартап вложился и инвестфонд Kleiner Perkins — модель подписки понравилась инвесторам. Брайан Фрэнк (Brian Frank), который инвестирует в так называемые фудтех-стартапы, говорит, что венчурным фондам нравятся проекты, которые сочетают в себе единовременную продажу оборудования и повторные продажи расходных материалов. Один пакет стоит $5-8, и продают их только владельцам соковыжималок.
Позже новый глава Juicero Джефф Данн (Jeff Dunn) ответил на обвинения в бесполезности гаджета. В блоге на Medium он написал, что продукт представляет собой больше, чем просто стакан сока. Гаджет обеспечивает:
«1. Систему безопасности: если появятся сообщения о заражении фруктов или овощей, Juicero вычислит по кодам уже выпущенные пакеты и удалённо отключит взаимодействие с ними. 2. Плотное прессование упаковок Produce Packs. В зависимости от вкуса смеси давление разное. Это обеспечивает наилучшее сочетание вкуса и пищевой ценности. 3. Сбор данных, чтобы мы могли управлять очень плотной цепочкой поставок, потому что у нас свежий продукт, и его срок употребления — восемь дней», — цитирует vc.ru письмо г-на Данна.
Вряд ли кто-то захочет постоянно выжимать пакет руками — результат может быть посредственным. «Вы вряд ли захотите повторять этот опыт снова, тем более каждый день», — отмечает г-н Данн. Клиенты, которые купили соковыжималку и считают, что она не делает их жизнь легче и приятнее и не помогает им сформировать здоровую привычку, могут вернуть за нее деньги в течение 30 дней, добавил CEO Juicero.