«Для авторитарных режимов вирус — хорошо: может, злобные старикашки в правительстве умрут»
«Как бы ни ругали Россию, объективно у нее большая кубышка. Никакой ценовой войны не будет. Все, кто в бизнесе, понимают, что деньги делают на сделках, а война — это политическое шоу для идиотов».
Алексей Крол, предприниматель, лектор, автор книги «Теория каст и ролей»:
— У меня есть знакомый, он инвестор. Не тот, кто играет на бирже, гоняется за стартапами и ведет блог в инстаграм. Он инвестирует свои и чужие очень большие деньги с горизонтом от 10 лет. Мне было интересно наблюдать, как изменилось выражение его лица и психическое состояние, когда посыпались все эти новости — коронавирус, провал сделки с ОПЕК, падение нефти, рубля, Конституция и вечное царствование Путина и вот это все. Хотите знать?
Ответ — никак. Как лицо его было уныло-скептически-умеренно-радостно-спокойным, таким и осталось. Я долго искал хотя бы один мускул, который дрогнул бы на его лице. Но его лицо оставалось неподвижным, как маска вождя в известном мавзолее.
Я объясню с позиций здравого смысла и теории автоматического управления. Ага — это та самая фундаментальная теория, разработанная Норбертом Винером, отцом кибернетики. И хотя это имя знают только специалисты, именно эта теория на 90% создала наш современный мир. Теория автоматического управления впервые изложена в знаменитом труде «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».
В общем и без исключения 100% современной автоматизации, информационных технологий и вообще ВСЕ индустрии мира (кроме палатки с шаурмой) основаны на ключевых инсайтах этой теории. За несколько месяцев до смерти Норберт Винер был удостоен Национальной научной медали США, высшей награды для человека науки в Америке.
Теория автоматического управления оказалась на редкость прикладной, так как позволила объяснять и предсказывать поведение физических систем, машин, живых существ, человеческого поведения и общества с точки зрения взаимосвязей, положительных и отрицательных.
И на данный момент не существует более фундаментальной теории, описывающей поведение сложных систем. Нет ни одной области человеческого знания, феномены которой объяснялись бы без ключевых тезисов этой теории.
Чтобы понять, что происходит с миром, откуда все эти скачки напряжения, вирусы, и что с нами будет — достаточно понять даже не всю ТАР, а одно из ее ключевых понятий — переходной процесс как следствие инерции, которая сама по себе есть следствие взаимосвязи всего и вся.
Для ленивых, кто не любит читать — короткое изложение: «В целом все будет отлично, что означает, что п....ц наступит совсем не с той стороны, откуда все ожидают!».
Информационный вирус
Любая сложная система, такая, как экономика, состоит из бесчисленного числа объектов, связанных друг с другом. К примеру, все люди на планете связаны друг с другом. Меньшая часть связана напрямую, это круг наших знакомых, родных. Большая часть людей связана опосредованно через цепочку контактов, но более всего через информацию — статьи, соцсети, видео и т.п.
Это значит, что если вы что-то сказали или написали и сказанное дошло до другого человека, то есть шанс, что ваш текст как-то может изменить мысли или поведение человека.
Таким образом, все люди связаны текстом и сила воздействия зависит только от смысла этого текста. Более того, охват тоже зависит от смысла, ибо если то, что вы прочитали/услышали, поразило вас достаточно сильно, то при достижении некоторого критического уровня возникающей эмоции (любой, кстати), ваше инстинктивное действие — поделиться.
Если сила текста сохраняется, то высока вероятность, что тот, кто получил от вас текст, тоже поделится. Есть несложная математическая модель распространения информации, но если упростить, то можно сказать, что если вашим текстом поделится хотя бы каждый 20-й, т.е. всего 5% от общего числа прочитавших, то в течение суток сотни тысяч людей получат ваше сообщение.
С практической точки зрения это означает, что когда вы получили новость о том, что рубль упал на 15% и эта новость поразила вас, то, я уверен, не более 0,01% от всех получивших эту новость бросятся покупать валюту. Скорее всего, только менеджеры фондов, которые торгуют валютой каждый день.
Таким образом, цена нефти или курс рубля — это лишь индикатор некоторого эмоционального ожидания. При резком изменении окружающей среды все мгновенно отреагировали, индикатор показал пиковый рост (или падение, что одно и то же), но время идет, эмоция спадает и люди снова начинают мыслить рационально. И все понимают, что, в общем, ничего не произошло на самом деле.
Ну да, поймали колесом яму, машину подкинуло, немного покачало, но потом все успокоилось и ситуация вернулась к стабильному состоянию.
Это и есть переходной процесс, одно из важных явлений, описанных в теории автоматического управления.
Любая система находится в динамическом равновесии. Внешние и внутренние факторы постоянно воздействуют на состояние системы, но система отрабатывает эти факторы, что-то внутри себя меняет АВТОМАТИЧЕСКИ и состояние системы в целом остается неизменным.
Однако любая система имеет инерционность, которая зависит от скорости коммуникаций внутри системы. В современном связанном обществе скорость реакции и распространения очень высока. Любая нестандартная новость приводит общество в возбуждение, что влияет на поведение.
Вот этот тезис я хочу подчеркнуть. Когда мы видим падение нефти или рубля, это лишь эмоциональная реакция общества на новость, на неопределенность (Ах, что с нами будет. О, мама, мы все умрем. Фраза We gonna die! составляет 10% сценариев всех фильмов в жанре боевика).
Однако эмоция уходит, общество успокаивается, и все возвращается к стабильному состоянию, которое определяется не вспышкой справа, вспышкой слева, а фундаментальными факторами в экономике.
Цена нефти падала, потому что Китай стал меньше закупать нефти, потому что коронавирус спровоцировал временную рецессию в стране. Но эта большая страна находится в переходном процессе, и через какое-то время все стабилизируется, и объем закупок нефти восстановится.
Пандемия — не следствие мощи коронавируса, а следствие того, как государства реагируют на угрозу.
Это значит — идет переходный процесс. Сначала перегибы и паника, потом успокоение, адаптация, стабилизация — возврат к прежнему курсу. То же самое и с рублем. В середине прошлого года доллар стоил 67 руб., к концу года стоил 60 руб., к середине марта стал снова стоить 67. Это нормальная динамика.
Как бы ни ругали Россию, объективно у нее большая кубышка. Россия все-таки третий в мире экспортер нефти. Никакой ценовой войны не будет. Никогда. Все, кто в бизнесе, понимают, что деньги делаются на сделках, а любая война — это политическое шоу для идиотов и рычаг экономики.
Коронавирус
Коронавирус — опасная неприятная штука, и государства принимают меры, которые не отменяют эпидемии, а снижают скорость ее распространения.
Коронавирус уверенно становится центром повестки, и, как любой социальный стресс, вскрывает глубокие проблемы, показывает, кто есть кто. Немного наблюдений.
1. Все люди делятся на две категории:
- нормальные, кто воспринимает всерьез все происходящее, принимает меры;
- безмозглые идиоты, которые ржут, пишут, что все это ерунда, что это уже много раз было, что от СПИДА умирает в ярд больше, что все это происки рептилоидов...
особенно бросается в глаза:
- да чего там, всего-то 2-3% умрет...
- это старички вымрут, а нам-то что?
Сразу хочется пожелать, чтобы их родные попали в список тех, кому не повезло.
2. Весь мир относится серьезно, кроме России и СНГ. Для подавляющего большинства русскоговорящих, живущих в СНГ, — «Все это ерунда!».
3. Все, кто помоложе, положили болт на ситуацию, особенно кто до 30-ти, особенно кто в СНГ.
Обычная отговорка: все врут в соцсетях, в моем телеграм-канале все норм. Мы все продолжаем ходить в наш коворкинг, на работу, по-прежнему пьем смузи.
4. Наиболее деструктивная позиция у русскоговорящих вирусологов и врачей: «Да ладно, все это уже было, ерунда это, паника, заговор элит».
5. Во всем мире распространяется рекомендация — оставайтесь дома, никуда не ходите, потому что это сдерживает распространение пандемии.
Но работодателям наплевать, они делают деньги, поэтому работники ездят на работу. Молодым тем более наплевать (помрут-то старички, чего париться).
Проблема в том, что чем больше перемещений, тем больше людей является переносчиками.
Несмотря на то что есть масса фактов о том, как это бывает при пандемиях, отговорка одна — все это ерунда, нам врут, заговор.
6. Вся медицинская система в мире оказалась неготовой, что закономерно, потому что нагрузка кратно возросла, но, похоже, хуже всего в США. Если в Китае делается более миллиона тестов, в Южной Корее — более 100 тыс., то в США — 496. Единственная лаборатория в США делает 26 тестов в день. Спасибо FDA, платной медицине и лоббистам. С тестами такой скандал, что когда все закончится (как-то), я уверен, полетит много голов.
7. Общепиту, туризму, шопинг-моллам, бутикам, клубам — конец! Если парадигма жизни изменится и Social Distancing станет стилем жизни на ближайший год, то эти бизнесы сгинут. А вот дистанционная торговля заменит классическую.
9. Все бизнесы и компании, где работа большого числа людей в одном месте необходимость, — столкнутся с кризисом.
Офисных работников можно отправить домой, но рабочих на производствах, на складах домой не отправишь. Наверное, надо быстрее делать роботов.
10. Для авторитарных режимов хорошо — есть вероятность, что злобные старикашки в правительстве умрут, значит, есть надежда.
Что делать?
Всегда будут возникать вспышки справа, вспышки слева. Какие-то стоит отрабатывать, как в случае с коронавирусом, какие-то стоит игнорировать. К примеру, падение рубля на 400% в 1998 г. было фундаментальным, а не эмоциональной реакцией общества, потому что пирамида ГКО ожидаемо рухнула. Многие попали, но кто-то обогатился. Кто же это?
Те, кто ориентировался на фундаментальные тренды. Если вы начинаете бороться с проблемой, которая встала перед вами в полный рост сейчас, это означает, что вы проиграли уже 10 лет назад.
Поэтому стоит думать о том, что будет через 10 лет. Каким будет мир? И это нетрудно представить, ибо все тренды явные. Конкуренция за высокооплачиваемые рабочие места вырастет раз в десять, и, чтобы получить хорошую работу потом, вы должны начинать сейчас, при этом вам должно быть всего 10-12 лет или не более 16-ти, идеально, если вы белый человек, живете в крупном городе и развитой стране.
Если вы не подходите под эти критерии, то у вас не будет работы вообще, либо рутинная низкоквалифицированная рабская работа.
Доступность и качество медицины для бедных резко сократится. Если у вас нет денег, то будет проблема с медициной.
Стоимость брака, содержания детей, похорон сильно вырастет. Не хотите обременять детей — копите гробовые или умирайте сейчас.
Скорее всего, у вас будет ничтожная пенсия или не будет пенсии вообще, потому что пенсионный возраст повысят и найдут способ не платить. Коллапс пенсионной системы не за горами.
Цена качественного обучения будет возрастать и конкурс для абитуриентов — тоже. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в крутой универ и получил грант, то начинать надо, когда ему 8-9 лет, а если вашему ребенку 15-16, вы уже опоздали полностью.
Мобильность будет падать, потому что у бедных людей нет денег на проезд. Поэтому бедные будут либо жить в гетто рядом с работой и пользоваться общественным транспортом, цена на который тоже возрастет. Туризм — роскошь.
Возможно, государствам придется ввести пособия, пайки, соцжилье и занимать население играми. А что еще делать? Вы живете в соцжилье, получаете талоны на питание, у вас нет денег поехать на работу и работы нет. Надо как-то канализировать вашу фрустрацию и агрессию. Игры — самое оно.
Сериал The Expanse (Пространство) — это не про космос, это хорошая социальная фантастика, которая показывает, как будут жить люди — в нищете в капиталистическом обществе либо военном государстве, к которому неизбежно эволюционируют все тоталитарные режимы, включая Китай и Россию.
Поэтому, с моей точки зрения, для всех, кто уже де-факто за бортом государства, корпораций и пенсионных систем — пора думать о создании дохода, который будет не просто кормить вас через 10 лет, а позволит поддерживать высокий уровень жизни тогда, когда вы уже физически не сможете работать, а дети за вами ухаживать не будут. Ничего личного.
Т.е. надо начинать думать, учиться и пробовать бизнес сейчас, пройти за пару лет несколько провальных попыток, чтобы года через три нащупать что-то перспективное. 3-4 года — это не метафора. 98% бизнесов прошли этот путь, а стартапы, которые взлетели за два месяца — это миф инфобизнесменов из серии про успешный успех.
Колонка написана на основе публикации Алексея Крола в Facebook, а также на основе публикаций в личном блоге