«В XXI веке не спастись от выгорания. Помочь может только принцип «принять и простить»
Технологии и гаджеты сделали нашу жизнь сложнее. Вместо экономии сил и времени люди получили постоянную нервотрепку и необходимость быть на связи 24 часа в сутки. Как спастись? Принять ситуацию.
У многих людей в ежедневнике есть список простых задач, до которых никак не доходят руки. Это несложные дела, но люди не могут взяться за них неделями, в итоге чувствуют себя виноватыми. Почему так происходит? Казалось бы, в эпоху технологий такой проблемы не должно быть, но все иначе. Quartz пишет, почему технологии сделали нашу жизнь сложнее, а не упростили ее. Как же теперь справляться с рутинными заданями?
Автоматизация, умные технологии и виртуальные ассистенты не сделали неприятные задачи легче, а заменили старые шаги новыми. Да, теперь необязательно куда-то идти, чтобы решить задачу, но для этого нужно вспомнить старый пароль или установить новый, справиться с ботами, которые отвечают на все вопросы, но только не на те, которые задаете вы. Так как сегодня люди чаще меняют работу и ведут занятой образ жизни, возникает ощущение «задачного паралича», как Анна Петерсен писала в статье для BuzzFeed.
Она пояснила, что неспособность справляться с повседневными задачами — это симптом выгорания, «состояние миллениала». Миллениалам, по ее мнению, сегодня приходится сталкиваться с уникальными трудностями. Конечно, она права в том, что многие сегодня чувствуют себя парализованными перед лицом простых задач, но ошибается, считая, что такое выгорание свойственно только ее поколению.
Диагностируемая Петерсон болезнь не ограничивается возрастом. Описанные симптомы знакомы всем, кто принимает участие в мировой, цифровой экономике. В конце концов, 45-летним людям тоже нужно ходить к стоматологу, платить налоги и выбирать медицинскую страховку.
От выгорания страдают все, ни одно поколение не застраховано от последствий трансформирующейся глобальной экономики и постоянно меняющихся технологий. В конце концов, миллениалы лучше подготовлены к такой жизни, они родились в эту эпоху. Остальные же усердно приспосабливаются к жизни в мире, который стал более взаимосвязанным и в то же время более отчужденным, чем когда быто ни было.
Технологии увеличили нашу эффективность?
Джуди Шапиро в Ad Age уже в 2009 году выражала скептицизм по поводу iPhone 3G. «Привлекательность новых технологий опровергает реальность того, что они зачастую не экономят время и не способствуют эффективности», — говорила эксперт.
Технологии должны были сделать жизнь людей лучше, но превратили ее в бесконечный и непреодолимый список дел. Мы стали справляться с задачами менее эффективно. Возьмем, к примеру, техподдержку клиентов. Часто для того, чтобы подписаться на сервис или отписаться от него, нужно позвонить на линию обслуживания, которая часто перегружена. Согласно аналитической компании Marchex, в 2016 году американцы потратили более 900 миллионов часов в ожидании ответа оператора.
Конечно, если технологии работают идеально, они могут экономить время. Но что-то всегда может пойти не так. Сканеры паспортов в аэропортах, например, должны сокращать время, проведенное в очереди, но когда машины ломаются, очереди становятся еще больше. В такой ситуации просто не хватает сотрудников для обслуживания пассажиров: ведь они давно направлены на выполнение других задач.
Кроме того, технологии заставляют нас активно тратить свое время впустую. Вспомните, сколько времени вы проводите в социальных сетях.
Что с этим делать
Когда-то считалось, что действия человека рациональны: мы делаем именно то, что должны делать, потому что так будет лучше. Так, по крайней мере, считали экономисты, выстраивая свои теории. Но лауреат Нобелевской премии по экономике Ричард Талер однажды засомневался в этом. Он показал, что порой люди стараются не делать выбор, который пойдет им на пользу, потому что не хотят принимать решения.
Талер считает, что в каждом из нас живут два человека: настоящий «я» и планирующий «я». Планирующий «я» хочет вовремя платить налоги, вовремя справляться с задачами из списка дел и управлять жизнью с умом. Настоящий «я» редко следует этим планам. Во многом потому, что эти два человека не всегда взаимодействуют друг с другом. Если вы не видите «себя» будущего, получающего пользу от решения дел, требующих решения сегодня, вы не сможете замотивировать «себя» настоящего.
Эту теорию можно применить ко всем жизненным аспектам. Конечно, понять, каким будет будущее в постоянно меняющемся мире, сложно. Но ситуацию нужно брать в свои руки. Чтобы выполнять дела, нужно уметь смотреть в будущее, что очень сложно, когда вы проверяете социальные сети и отвечаете на электронные письма.
Есть только один способ повысить продуктивность: освободить время. На самом деле мы заняты меньше, чем нам кажется. Много часов мы тратим на удовлетворение «себя» настоящих деятельностью, которая никак не поможет нам в будущем.
Как освободить время? Например, реже проверять социальные сети и читать больше книг о тайм-менеджменте.
Еще один способ — принять текущее положение дел. Не опустить руки, а смириться. Так, Петерсон в своей статье сетует на то, что никак не моет отнести обувь в ремонт, но пишет книги и занимается спортом. Она принимает себя такой, какая она есть: «У меня нет плана действий, кроме как быть честной с собой о том, чем я занимаюсь и чем не занимаюсь и почему. Это не задача и не строчка из списка дел, не новогоднее обещание. Это образ мышления. Мы станем счастливыми, если перестанем пытаться оптимизировать жизнь и просто начнем жить», — говорит она.
Нужно смириться, чтобы чувствовать себя счастливым и быть частью общества. Придется чем-то пожертвовать и не чувствовать себя при этом виноватым. Как только человек прекращает огорчаться, появляется время и энергия на выполнение задач или на банальный отдых.
Талер отмечает, что никто не идеален, никто не должен быть таким. Пора научиться различать идеализированную жизнь, представленную в Instagram, и реальность.