В «Яндексе» рассказали, почему в России опасно вести бизнес
Одной из главных угроз для развития бизнеса «Яндекса» в компании назвали привычку российских властей вмешиваться в работу российского сегмента интернета.
Опасные законопроекты
Об этом аналитики «Яндекса» сообщили в своем годовом отчете. В разделе «Риски» документа сказано, что действия российских властей можно оценить как «политически мотивированные». Бизнес интернет-компании остро реагирует на появляющиеся в России законы, хотя «Яндекс» придерживается «принципа политической нейтральности», приводит РБК текст документа.
«Публичные компании обязаны рассказывать инвесторам о любых изменениях в сфере регулирования, которые могут повлиять на работу компании и ее сервисов, а также описывать все риски, даже гипотетические», — рассказала представитель «Яндекса» Анна Иванова-Галицина.
Речь идет о новых законопроектах, внесенных в Госдуму в 2015 году. Например, идея о регулировании сегмента новостных агрегаторов: в самой последней версии документа сказано, что иностранцам запрещено владеть более чем 20% сервиса, аудитория которого превышает 1 млн человек.
«Если это предложение в его текущей версии будет принято, оно существенно повлияет на «Яндекс.Новости» и другие сервисы (...) В частности, нам придется выделить дополнительные ресурсы на приведение структуры владения сервиса в соответствие с новыми регуляторными нормами, изменить принцип операционного управления сервисом или вовсе отказаться от «Яндекс.Новости», — говорится в отчете.
Законодательные изменения могут повлиять на работу и другого сервиса «Яндекса» — «Яндекс.Маркет». В 2015 году Роспотребнадзор предложил наказывать торговые интернет-площадки за недостоверную информацию о товаре, тем самым увеличивая ответственность перед покупателями. В случае принятия инициативы Роспотребнадзора «придется изменить суть работы наших сервисов, включая «Яндекс.Маркет», и оплатить соответствие новым требованиям», отмечают в компании.
Конфликты с Украиной и Турцией и санкции как факторы риска
«Яндекс» предупредил инвесторов, что обострение российско-украинских и российско-турецких отношений может негативно сказаться на бизнесе компании. Напомним, турецкий рынок перешел в зону рисковых в 2015 году, когда турецкие ВВС сбили российский штурмовик в небе над границей Сирии и Турции. Тогда же президент Владимир Путин ограничил авиационное сообщение между странами, импорт турецких продуктов в Россию и работу турецких компаний на российском рынке.
Что касается Украины, то с начала этого года действуют ограничения на ввоз украинской продукции в Россию, а также отменен режим свободной торговли.
В отчете «Яндекса» говорится, что до сих пор политические решения российских властей не отражались на работе компании в Турции и на Украине, но если эти страны примут ответные меры против России или российских компаний, «Яндекс» может ощутить на себе негативные последствия.
Еще один риск для «Яндекса» - антироссийские санкции, введенные Западом из-за конфликта на юго-востоке Украины. Санкции пока затронули только «дочку» «Яндекса» и Сбербанка — «Яндекс.Деньги», не коснувшись головной компании. Однако аналитики в отчете указывают, что западные санкции могут привести к волатильности и снизить ликвидность акций компаний, бизнес которых находится в России. Это же касается и самого «Яндекса».
«Ждать уже бесполезно»
О том, каковы возможности развития бизнеса в современной России, ранее говорил Игорь Манн, автор популярных книг по бизнесу, бизнес-консультант по маркетингу и клиентоориентированности. Он описал настроения, которые царят в российском бизнесе сегодня: полгода назад бизнесмены хотели «переждать», но сейчас поняли, что экономика все глубже и глубже уходит на дно.
«Но ждать уже бесполезно, надо начинать действовать. Кто-то принимает решение «валить», кто-то — работать. В любом случае ключевое слово: пора. С 20 января народ взялся за работу и пашет. Сегодня в аудитории были две сотни человек, все новые слушатели, это показатель, что людям действительно интересно, что можно сделать, чтобы начать расти», — говорил Манн.
Эксперт посоветовал предпринимателям не удивляться, когда правительство в очередной раз преподнесет им неприятный сюрприз.
«А что, все это какие-то новости? Не знаем, в какой стране живем? Я точно не буду призывать выходить на баррикады. Надо приспосабливаться, адаптироваться. Тебе же давали время, чтобы поставить ларек в другом месте. И появление силовиков достаточно предсказуемо, этому предшествуют разные слабые и сильные сигналы. От новых налогов тоже никто не застрахован. Думать, предвидеть, страховаться — других рецептов нет. Но мы, повторяю, не умеем думать, не любим думать. Редко какой предприниматель на самом деле думает, в основном все уповают», — констатировал Манн.