Вадим Менаджиев: Внедорожники выезжают на русских амбициях
Вадим Менаджиев отмечает, что российские покупатели по-прежнему любят большие внедорожники, ценят в машине красоту линий, и не верят слухам: после аварии на Фукусиме продажи «японцев» не пострадали.
Вадим Менаджиев уже несколько лет как «ушел с передовой», полностью сосредоточившись на стратегическом развитии компании. Но – следит за вкусами. Отмечает, что российские покупатели по-прежнему любят большие внедорожники, ценят в машине красоту линий, и не верят слухам: после прошлогодней аварии на Фукусиме продажи «японцев» не пострадали.
Вадим Менаджиев, гендиректор автохолдинга «Оками»
В начале этого года мне стало окончательно ясно: на авторынок вернулась стабильность. Спрос стал устойчивым, дистрибьюторы встали на ноги, автоконцерны восстановили производство, покончив с дефицитом машин. Сейчас практически по всем маркам нет нехватки, даже супер-востребованный Hyundai Solaris – некоторые модификации – есть на складе.
Российский человек покупает машину в первую очередь глазами. Ему очень важно, чтобы авто было красивое, а уже потом он убедит себя, что и начинка у него вполне приличная. В этом кроется растущая успешность корейцев – чувствуется рука европейских специалистов, которых они наняли. Тот же Hyundai Solaris – по-настоящему красивый автомобиль, мне он очень нравится. Корейский концерн практически догнал Toyota и Nissan по количеству выпускаемых авто и по их качеству, а теперь же он хочет поднять свой имидж. Для этого он начал выпускать автомобиль представительского класса Hyundai Equus. Отличная модель, ничуть не хуже BMW или Mersedes, только в два раза дешевле. Она может стать идеальным решением для представителей администраций. Однако на рынке все еще продаются автомобили Hyundai производства ТАГАЗ. Есть опасность, что они могут стать помехой для планов концерна – недорогие машины хорошо продаются, но имидж создают авто более высокого ценового сегмента. Nissan готовит авто наподобие Solaris и примерно по такой же цене. Вполне вероятно, что оно будет не менее популярно.
Самые востребованные автомобили на нашем рынке – внедорожники. Любовь к ним не только не уменьшается, она становится все больше! Еще совсем недавно паркетники отсутствовали как класс, а сейчас у каждого автопроизводителя есть одна-две компактные модели. Даже Mitsubishi, который всегда делал упор на Lancer, сейчас продвигает внедорожники. Паркетник – идеальная машина для нашего города с его колеями, сугробами, плохими дорогами. Он не такой большой – та же самая легковушка, только повышенной проходимости. Да и цены уже практически сравнялись с легковыми автомобилями. К тому же для русского человека важны амбиции – если ты за рулем маленького авто, всерьез тебя никто не воспринимает. Поэтому ждать, что екатеринбужцы в скором времени пересядут на компактные автомобильчики, как это делают европейцы, не стоит. До этого нужно дорасти психологически, стать внутренне свободным, перестать кому-то что-то доказывать. Да и с парковочными местами у нас пока еще не так плохо, как в европейских городах.
А еще в отличие от европейцев для наших клиентов чаще всего решающей становится цена. На Западе целые поколения обслуживаются в одном и том же автоцентре, для людей очень важно удобство расположения салона, его репутация, внимание и качество обслуживания. Европеец пойдет в тот автосалон, где к нему лучше отнеслись, где его помнят в лицо. У нас наоборот. Это и понятно, автобизнес стал профессиональным в России только 10 лет назад, автоцентры и бренды еще не успели заработать себе репутацию. Но мы старательно идем к этому. Вы не представляете, сколько сил и средств уходит на это.
В прошлом году я еще раз убедился в том, что наши люди спокойные и приспособленные ко всякого рода слухам, потрясениям и т.п. После аварии на Фукусиме во всем мире началась паника, европейцы и американцы на полном серьезе проверяли привезенные из Японии авто счетчиками Гейгера. А у нас все прекрасно понимали, что японцы никогда не подставят весь остальной мир, выпустив радиоактивные машины. Люди не отказывались от японской техники – несмотря на слухи, на дефицит авто. Всего за 20 лет присутствия на российском рынке японские автоконцерны смогли завоевать огромный авторитет. Просто потому, что клиент для них на первом месте. Это не громкие слова, они, правда, на этом повернуты. Поэтому даже когда рынок стал расти после кризиса, японские автоконцерны выбрали нерисковую стратегию – шли за спросом постепенно, а не набирали огромный штат и не выпускали миллионы машин. Чем крупнее и надежнее компания, тем больший люфт она может себе позволить. В итоге восстановление производства произошло плавно – без форс-мажоров и неоправданных рисков.
Так что этот год местные автоцентры планируют прожить без потрясений. Мы продолжим делать все, чтобы клиент уехал от нас довольным, приехал вновь и порекомендовал другим. Наша цель – сделать «Оками» брендом, за который не будет стыдно ни мне, ни моим коллегам, ни моим детям. Пусть нет того бешеного роста, каким он был до кризиса, зато идет нормальная, планомерная работа. Для нас это оптимально. Лучше и не надо.