Вадим Войченко: «Характер можно определить с первого взгляда»
досье Вадим Войченко Генеральный директор тренинговой компании «НТК», бизнес-тренер, консультант по организационному и индивидуальному развитию, психолог-практик. Образование: специализированное
досье
Вадим Войченко
Генеральный директор тренинговой компании «НТК», бизнес-тренер, консультант по организационному и индивидуальному развитию, психолог-практик.
Образование: специализированное бизнес-образование в ведущих консалтинговых и тренинговых компаниях; Московский государственный университет, факультет психологии; Московская академия предпринимательства, факультет менеджмента; Московский авиационный институт, факультет радиоэлектроники.
карьера: с 1993 по 2005 г. работал в крупной торгово-производственной компании (FMCG); с 1996 по 2005 г. участвовал в создании группы аффилированных региональных торговых компаний и управлении ими; с 1998 г. занимается управленческим консультированием, бизнес-обучением, коучингом; с 2005 г. — коммерческий директор консалтинговой компании «Линтер», преподает в институте репутационных технологий «Арт & Имидж»; с 2006 г. — генеральный директор тренинговой компании «НТК».
Выполненные проекты: для Минимущества РФ, ОАО «РАО «ЕЭС России», ОАО «Вимм-Билль-Данн», KOYA, ALTADIS, ОАО «Глория Джинс», ООО «Лангерн», ООО «Арома ДВ», ООО «Союз-Игрушка», ООО «Аутстаффинг групп», ООО «Диги Дон» и пр.
Почему человек предпочитает «бентли»
Что можно узнать о людях по походке
Какие типы сотрудников склонны к воровству
Корни классификации человеческих характеров — в психиатрии. Когда человек чем-то болен, черты характера обостряются и становятся более доступными для исследования. В итоге стало возможным адаптировать полученные данные для изучения здоровых людей.
Например, спросите у шизоида, какой главный признак у чашки, и он ответит: «Смотря для чего ее использовать».
— Ключ к распознаванию характера — хорошее знание радикалов в чистом виде: особенности телосложения, оформления внешности (одежда, прическа, аксессуары), пространства (квартиры, рабочего кабинета, автомобиля и т. д.), двигательная активность (мимика, жестикуляция, походка, позы, речь и т. п.).
Первый шаг в распознавании натуры человека — выявление всех радикалов, входящих в характер, а второй — их расстановка по степени выраженности с помощью специальной методики. Если мы видим атлета, это не значит на 100%, что он эпилептоид, но говорит о том, что в его характере есть такой радикал. Ведущим же у него может быть другой. Обычно чем больше признаков одного радикала, тем вероятнее, что он ведущий. Хороший эксперт на 99% точно определит это.
— Для эпилептоида характерны атлетическое телосложение, широкая кость, короткая шея, большая голова. У него преобладают темные тона в одежде. Паранойяльный тип — последователь классического стиля. Человек с истероидной доминантой — яркий, модный, его всегда видно на групповых фото, он принимает необычные позы, носит мимическую маску дружелюбия, постоянно играет, реализуется только в окружении зрителей.
Жестикуляция у истероидов манерная, работает на публику, у эпилептоидов — сдержанная: жесты агрессивные, покушающиеся, походка неловкая, угловатая.
Для параноика типичны серьезность, фанатичный взгляд, указующая жестикуляция, вообще жесты, он часто стучит по столу рукой.
Внешне характерного телосложения у эмотивов нет, но оно всегда вполне гармоническое. У них хороший вкус, нет острых углов в одежде, они любят трикотаж, свитера, не признают тесную одежду.
— Если в компании топ-менеджер истероид, его офис обычно располагается в престижном здании. В офисе оригинальная мебель, повсюду — призы и дипломы, говорящие об успехах компании. Машина у этого топа, скорее всего, не просто дорогая, а исключительная, «бентли» например.
Эпилептоид подходит к вещам очень функционально. Он купит джип, поддерживает машину в идеальном техническом состоянии, как и все свои вещи. Не перекладывайте бумажки на его столе, а то он покажет, кто хозяин!
Если на столе, в машине и дома все захламлено — в характере человека явно есть шизоидный признак. Он неряха, машина неухоженная, в салоне часто может валяться заплесневелый бутерброд. Вещи, которые давно пора выбросить, шизоид хранит, видя в них какое-то предназначение.
Для лидера-параноика, всецело отдающего себя служению общественном благу, неважна презентабельность вещей, он не стремится иметь свой отдельный кабинет, ему все равно, на какой машине ездить и какой носить костюм.
Гипертим все делает тяп-ляп, небрежность проявляется и в одежде. Если у шизоида одежда грязная, то у него — просто небрежная. Женщина-гипертим может, например, забыть надеть юбку, но не волнуется по этому поводу и вместе со всеми посмеется, в отличие от истероида. Машину гипертим не использует для поддержания статуса. Он может не помнить, где оставил автомобиль.
Для тревожного типа авто — дополнительная нагрузка и ответственность: а вдруг что-то сломается? Эти люди не склонны водить машину, так как на дороге много непредсказуемых ситуаций.
— Да, обладатели того или иного доминирующего радикала склонны к определенным профессиям, поскольку характер рождает наиболее сильную мотивацию к одному виду деятельности. И есть профессии, несовместимые с радикалом при любой стимуляции, в том числе материальной. Истероид не сможет заниматься незаметной, методичной, однообразной работой. Его конек — пассивные продажи, сфера рекламы и пиара. Профессионализм эпилептоида востребован практически везде, но воспитатель из него получится никудышный. Параноик в первую очередь топ-менеджер. Паранойяльный тип будет не очень эффективным руководителем среднего звена, так как постоянно стучится к своему директору и кричит: мы стоим на месте, предлагаю сделать то-то и то-то! Ему говорят: ты на свои обязанности глянь — у тебя Маша не вышла на работу, это и то не сделано. Он ответит: ребята, это не главное.
Эмотив работает в профессиях, связанных с взаимодействиями с людьми. Шизоидов часто можно встретить в сфере рекламы, они незаменимы на мозговом штурме, хороши в паре с эмотивами: шизоид создает, эмотив корректирует, доводит до ума. Гипертим специализируется на коммуникациях, например на активных продажах. Он любит командировки, быстро заводит деловые и личные связи. Неплохой переговорщик, но ему важно четко ставить цели, так как сам он особых целей себе не ставит, поэтому его может заносить не туда. Для эффективного ведения переговоров нужно создать команду из гипертима и параноика или гипертима и эпилептоида. Также отмечу, что гипертим очень эффективен как организатор и ведущий любых корпоративных вечеринок.
— У моего ученика были сложности во взаимодействии с одним из филиалов его компании. Возникло подозрение, что кто-то из директоров нечист на руку, но доказать это не получалось. На очередное собрание руководителей пригласили человека, который владел методикой семи радикалов и должен был дать ответ, кто из 16 директоров наиболее склонен работать на свой карман. Он назвал двоих, один из них был наш подозреваемый.
Еще пример, как одна из моих учениц устраивалась на работу в престижную компанию на должность директора по персоналу. На итоговом собеседовании, видя, что решение о приеме не в ее пользу, она предложила гендиректору дать ей возможность рассказать о сотруднике, который только что на минуту заходил в кабинет. И описала характерные особенности поведения этого человека. По ее словам, «глаза руководителя открывались все шире и шире». Через десять минут он решил взять ее на работу.